КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Разработала:
Дорожкина Елена Геннадьевна
2017г.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
НАЗВАНИЕ | ЦЕЛЬ | ОБОРУДОВАНИЕ | ОПИСАНИЕ |
«Накроем стол к чаю» | ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда» | Набор детской посуды | Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки? |
«Чего не стало?» (по лексическим темам) | учить узнавать и называть предметы на картинках. | Набор иллюстраций | Ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура. |
«Кто живёт во дворе?» | ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов | Ребенок рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов. |
«Чудесная коробка» | дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёФт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт). | Коробка, машинка, самолет, поезд, пароход | Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей. Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. |
«Опасные предметы» | расширять предметный и глагольный словарный запас по теме. | Иллюстрации с опасными предметами | Ребенок показывает Буратино опасные предметы и рассказывает, чем они опасны. Каждый ребенок демонстрируют свою картинку, рассказывает, чем она опасна. |
«Горит – не горит» | формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря. | Иллюстрации по теме | Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет. Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов. |
«Назови часть целого» | формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. | Иллюстрации по теме | Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д. |
«В магазине игрушек» | расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов | Иллюстрация с набором игрушек | "Что где находится? " Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т. д. |
«Кто больше знает вежливых слов?» | упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме. | Мячик | Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя. |
«Скажи наоборот» | развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные. | Мячик | Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый — грустный, быстрый — медленный. |
«Кто где живет?» (по лексическим темам) | активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. | Иллюстрации по теме | Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище. |
«Кто как голос подает?» | развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. | Мячик | Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит. |
«Рыба, птица, зверь» | активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой. | Набор иллюстраций | Группе детей воспитатель показывает картинки с изображением птиц, рыб и зверей, а дети их называют. |
«Добавь слово» | находить нужное по смыслу слово (глагол). | Кукла | Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришла кукла. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать кукла, дети должны будут сейчас угадать. Я умею постель … (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять) Я помогаю вилки... (раскладывать) Я помогаю крошки... (сметать) Я помогаю комнату... (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится кукла). |
«Назови как можно больше предметов» | активизация предметного словаря. | Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д. | |
«Из чего сделано?» | закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. | Иллюстрации по теме | Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом. Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, «кожаные». Затем бросала мяч другому ребенку, говорит: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: меховые и т. д. |
«Какая погода» | упражнять в образовании качественных прилагательных. | Иллюстрации о природе | Если идет дождь – дождливая; дует ветер – ветреная; …тучи на небе – пасмурная; … лужи кругом – сырая; … солнышко светит – солнечная, ясная. |
«Назови ласково» (по лексическим темам) | учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. | Набор иллюстраций | Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, двор — дворик. |
«Большое – маленькое» | учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. | Набор иллюстраций или игрушек | В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик); У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик); У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка). |
«Кто больше слов-действий (признаков) назовет» | учить использовать в речи глаголы (прилагательные), образовывать различные глагольные формы. | Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег. | Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия (признаки), относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например: что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...); что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...); одежда какая? (…) |
«Скажи какой?» | выделять признаки предметов. | Набор иллюстраций или игрушек | Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например: — Это мяч. — Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он... (какой?)». |
«Кто, что умеет делать» | подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. | Набор иллюстраций или игрушек | Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку. |
«Где, что можно делать» | использовать в речи глаголы. | Набор иллюстраций | Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают. Игра проводится в форме соревнования. |
«Закончи предложения» | подбирать глаголы, обозначающие окончания действий. | Набор иллюстраций | Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (стала умываться). Коля оделся и... (побежал гулять). Он замерз и... (пошел домой). Зайчик испугался и... (убежал, спрятался). Ира обиделась и... (заплакала). |
«Подбери нужное слово» | развивать образное мышление, речь. | Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово. Воспитатель: В аквариуме плавают... Кто плавает? Дети: Рыбки. Рекомендуемые предложения: Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.) На лугу пасется... (корова). На огороде вырос большой зеленый... (огурец). У Вовы лопнул красный... (шар). Хорошо водит машину... (шофер). | |
«Ручка — ножка» | познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка». | Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет — ручку подает». (Дверная ручка.) У каких предметов есть ручка? Что можно ею делать? Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...» А какие предметы мы называем словом «ножка»? | |
«Как сказать правильно» | учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. | Я буду начинать фразы, а вы закончите. Закончите фразы: Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники... (крупные). Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий). После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный). Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет... (грязный). Давайте подумаем, как сказать по-другому: злая зима — очень холодная, легкий ветерок — прохладный, золотые руки — все умеют делать хорошо, золотые волосы — красивые, блестящие. Выражение «злая зима» можно встретить в сказках. К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, Баба Яга.) | |
«Подскажи словечко» | развивать творческое мышление. | Можно использовать мяч | Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Ворона каркает, а воробей... Сова летает, а кролик... Корова ест сено, а мышка... Крот роет норки, а сорока... Петух кукарекает, а курица... Лягушка квакает, а лошадь... У коровы теленок, а у собаки... У медвежонка мама медведица, а у бельчонка... |
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
НАЗВАНИЕ | ЦЕЛЬ | ОБОРУДОВАНИЕ | ОПИСАНИЕ |
«Чего не стало?» (по лексическим темам) | учить согласовывать прилагательные и существительные | Набор иллюстраций | Ребенок соотносит изображение предмета и его признака |
«Кто живёт во дворе?» | учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята. | Иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов | От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц. Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок? |
«Бабочка и гриб» | изменение глагола с помощью приставки. | Игрушки (предметные картинки) – бабочка и гриб | Бабочка к грибочку… (подлетела). Бабочка вокруг гриба... (облетела). Бабочка через гриб… (перелетела). Бабочка от гриба… (отлетела) и в лес …(улетела). |
«Один – много» | учить детей образовывать множественное число имен существительных. | Карточки с изображением в единственном и множественном числе | Ребенок рассматривает карточки и образовывает |
«Кто где живет?» (по лексическим темам) | закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». | Набор иллюстраций | Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике и т.д. |
Разноцветный сундучок | учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. | Набор иллюстраций | Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего. |
«Олины помощники» | учить образовывать форму мн. числа глаголов. | Кукла Оля | - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. - Что это? (Это ноги) - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…) |
«Куда спряталась мышка?» | учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа. | Игрушка – мышка, кукольная мебель | «К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Воспитатель ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа. |