Формирование грамматического СТРОЯ речи

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 ПО ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 

Разработала:

Дорожкина Елена Геннадьевна

 

2017г.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 ПО ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

НАЗВАНИЕ ЦЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ ОПИСАНИЕ
«Накроем стол к чаю» ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»   Набор детской посуды Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
«Чего не стало?» (по лексическим темам) учить узнавать и называть предметы на картинках.   Набор иллюстраций Ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура.
«Кто живёт во дворе?» ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. Иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов Ребенок рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов.
«Чудесная коробка» дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёФт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт). Коробка, машинка, самолет, поезд, пароход Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей. Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.
«Опасные предметы» расширять предметный и глагольный словарный запас по теме. Иллюстрации с опасными предметами Ребенок показывает Буратино опасные предметы и рассказывает, чем они опасны. Каждый ребенок демонстрируют свою картинку, рассказывает, чем она опасна.
«Горит – не горит» формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря. Иллюстрации по теме Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет. Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов.
«Назови часть целого» формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Иллюстрации по теме Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д.
«В магазине игрушек» расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов Иллюстрация с набором игрушек "Что где находится? " Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т. д.
«Кто больше знает вежливых слов?» упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме. Мячик Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.
«Скажи наоборот» развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные. Мячик Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый — грустный, быстрый — медленный.
«Кто где живет?» (по лексическим темам) активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Иллюстрации по теме Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
«Кто как голос подает?» развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. Мячик Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.
«Рыба, птица, зверь» активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой. Набор иллюстраций Группе детей воспитатель показывает картинки с изображением птиц, рыб и зверей, а дети их называют.
«Добавь слово» находить нужное по смыслу слово (глагол). Кукла Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите­лям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришла кукла. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш­ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать кукла, дети должны будут сейчас угадать. Я умею постель … (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять) Я помогаю вилки... (раскладывать) Я помогаю крошки... (сметать) Я помогаю комнату... (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится кукла).  
«Назови как можно больше предметов»   активизация предметного словаря.   Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.  
«Из чего сделано?» закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Иллюстрации по теме Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом. Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, «кожаные». Затем бросала мяч другому ребенку, говорит: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: меховые и т. д.
«Какая погода» упражнять в образовании качественных прилагательных. Иллюстрации о природе Если идет дождь – дождливая; дует ветер – ветреная; …тучи на небе – пасмурная; … лужи кругом – сырая; … солнышко светит – солнечная, ясная.  
«Назови ласково» (по лексическим темам) учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Набор иллюстраций Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, двор — дворик.
«Большое – маленькое» учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.   Набор иллюстраций или игрушек В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик); У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик); У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка).
«Кто больше слов-действий (признаков) назовет» учить использовать в речи глаголы (прилагательные), образовывать различ­ные глагольные формы.   Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.   Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо­брать слова, которые обозначают действия (признаки), относящиеся к пред­метам или явлениям, изображенным на картинках. Например: что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...); что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...); одежда какая? (…)  
«Скажи какой?»   выделять признаки предметов.                  Набор иллюстраций или игрушек Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, на­пример: — Это мяч. — Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он... (какой?)».  
«Кто, что умеет делать»   подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Набор иллюстраций или игрушек Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, цара­пается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бега­ет; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.  
«Где, что можно делать»   использовать в речи глаголы.   Набор иллюстраций Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отды­хать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают. Игра проводится в форме соревнования.  
«Закончи предложения»   подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.   Набор иллюстраций Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (стала умываться). Коля оделся и... (побежал гулять). Он замерз и... (пошел домой). Зайчик испугался и... (убежал, спрятался). Ира обиделась и... (заплакала).  
«Подбери нужное слово»   развивать образное мышление, речь.   Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово. Воспитатель: В аквариуме плавают... Кто плавает? Дети: Рыбки. Рекомендуемые предложения: Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.) На лугу пасется... (корова). На огороде вырос большой зеленый... (огурец). У Вовы лопнул красный... (шар). Хорошо водит машину... (шофер).  
«Ручка — ножка» познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».   Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет — ручку подает». (Дверная ручка.) У каких предметов есть ручка? Что можно ею делать? Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...» А какие предметы мы называем словом «ножка»?
«Как сказать правильно» учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.   Я буду начинать фразы, а вы закончите. Закончите фразы: Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники... (крупные). Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий). После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный). Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет... (грязный). Давайте подумаем, как сказать по-другому: злая зима — очень холодная, легкий ветерок — прохладный, золотые руки — все умеют делать хорошо, золотые волосы — красивые, блестящие. Выражение «злая зима» можно встретить в сказках. К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, Баба Яга.)
«Подскажи словечко» развивать творческое мышление. Можно использовать мяч Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Ворона каркает, а воробей... Сова летает, а кролик... Корова ест сено, а мышка... Крот роет норки, а сорока... Петух кукарекает, а курица... Лягушка квакает, а лошадь... У коровы теленок, а у собаки... У медвежонка мама медведица, а у бельчонка...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

НАЗВАНИЕ ЦЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ ОПИСАНИЕ
«Чего не стало?» (по лексическим темам) учить согласовывать прилагательные и существительные   Набор иллюстраций Ребенок соотносит изображение предмета и его признака
«Кто живёт во дворе?» учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.   Иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц. Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?  
«Бабочка и гриб» изменение глагола с помощью приставки. Игрушки (предметные картинки) – бабочка и гриб Бабочка к грибочку… (подлетела). Бабочка вокруг гриба... (облетела). Бабочка через гриб… (перелетела). Бабочка от гриба… (отлетела) и в лес …(улетела).  
«Один – много» учить детей образовывать множественное число имен существительных. Карточки с изображением в единственном и множественном числе   Ребенок рассматривает карточки и образовывает    
«Кто где живет?» (по лексическим темам) закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».   Набор иллюстраций Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике и т.д.
Разноцветный сундучок учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.   Набор иллюстраций Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
«Олины помощники»   учить образовывать форму мн. числа глаголов.   Кукла Оля - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. - Что это? (Это ноги) - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)  
«Куда спряталась мышка?» учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа. Игрушка – мышка, кукольная мебель «К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Воспитатель ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: