Модуль «Методика преподавания, педагогика, психология»

Задание. Разработайте фрагмент урока контроля и проверки знаний для обучающихся 9 класса по экологии.

Примерный ответ. Урок — основная форма обучения биологии. Урокэто основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовкеколлективом учащихсяпо определенной программе биологии, твердомурасписанию и в школьном помещении. Все требования, предъявляемые к уроку биологии можно разделить на общедидактические и методические.

Общедидактическиетребования: подготовку к каждому конкретному уроку надо начинать с определения его роли и места в системе работы над учебной темой (вводные, основные, заключительные); к каждому уроку предусматривается ряд четко сформированных и реально выполнимых образовательных, воспитательных, развивающих задач. Эти задачи должны решаться комплексно, во взаимосвязи. Их эффективному решению способствует мотивация (заинтересованность) обучения школьников; содержание учебного материала необходимо отбирать в строгом соответствии с программой и задачами урока. При этом учитывают дидактические принципы (научность, доступность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой) и методические принципы (экологический, эволюционный, краеведческий, типичность, целостность). В отобранном дополнительном материале выделяют главное и устанавливают внутри- и межпредметные связи. Вводимые научные понятия должны подкрепляться конкретным фактическим материалом и получать дальнейшее развитие и применение; ведущими факторами, определяющими выбор методов и средств обучения являются: дидактическая цель и задачи урока, содержание учебного материала, возрастные особенности учащихся их учебные возможности; определение структуры урока необходимо проводить в зависимости от цели и задач, содержания и методов, степени подготовленности учащихся. Организация учебного процесса должна способствовать усвоению на уроке основной части учебного материала всеми учащимися; при разработке урока необходимо прогнозировать его результаты, чтобы иметь возможность заранее принять меры к повышению эффективности обучения; подготовку к уроку необходимо завершать составлением четко продуманного поурочного плана-конспекта и приведением в готовность средств обучения.

Методические требования: 1) изучение определенной группы растений и животных следует проводить по схеме "от единичного - через особенное - ко всеобщему". Это значит, что изучение надо начинать с наиболее типичного и широко распространенного в данной местности представителя, а затем путем сравнения устанавливать самые характерные особенности других представителей этой группы и переходить к составлению общей характеристики; 2) при изучении любого живого организма следует устанавливать характер его приспособления к условиям окружающей среды, показывать, что организм и среда влияют друг на друга; 3) изучение любого органа необходимо


проводить во взаимосвязи с выполняемой им функцией. При этом морфологический и анатомический материал должен способствовать формированию физиологических, экологических и эволюционных понятий; 4) рассматривая организмы (системы) по частям, необходимо постоянно подчеркивать, что это целостные системы, где отдельные части взаимно связаны и влияют друг на друга; 5) основным стержнем школьной биологии является идея эволюции, поэтому путем сравнения необходимо постоянно показывать усложнение строения и функционирования организмов (при восходящем порядке их изучения); 6) необходимо постоянно обращать внимание учащихся на роль биологических знаний в разных сферах производственной и общественной деятельности, на перспективы рационального использования и умножения богатств природы; 7) необходимо постоянно подчеркивать, что в природе нет ни полезных, ни вредных организмов. Их польза или вред проявляются только в хозяйственной деятельности человека и в большинстве случаев носят относительный характер.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

Подготовка учителя к уроку. Проведение каждого урока — это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:

1) определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического плана;

2) обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника;

3) выбор типа урока, отражение его структуры;

4) изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного;

5) подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;

6) отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или практических работ;

7) указание фамилий учеников для проверки домашнего задания;

8) определение хода урока и времени, которое отводится на его части;

9) составление плана или конспекта урока.

Типы и виды уроков. В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков. Вопросу типологии урока посвящено много исследований по методике биологии. В качестве оснований для классификации авторы брали разные признаки: способы проведения уроков, изучаемые понятия, методы проведения и др. Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Н.А. Рыков, И.Н. Пономарева, Д.И. Трайтак и др.).

Различаются такие типы уроков биологии: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы; 3) заключительные, или обобщающие и 4)урок контроля и проверки знаний и умений.

Урок контроля и проверки знаний и умений ориентирован на оценку результатов обучения биологии, выяснения уровня усвоенности содержания главных биологических понятий, опыта ценностных отношений и творческой деятельности, диагностики уровня обученности и привнесения в методику и технологию обучения соответствующих изменений

Структура урока контроля и проверки знаний и уменийможет быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возраста и особенностей классного коллектива, например: 1. Организационный 2. Постановка цели 3. Проверки усвоения знаний, умений и навыков учащихся 4. Обобщения и систематизация знаний 5. Оценки деятельности учащихся 6. Определения д/з. Дидактическая цель урока: проверить уровень знаний, сформированность умений, навыков. Продолжить процесс систематизации знаний учащихся. Таким образом, контроль знаний имеет большое значение и для ученика, и для учителя. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы.


 


Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии

Выделенный признак Форма контроля знаний
Количественный состав учащихся Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно- обобщающая проверки
Особенности организации деятель ности учащихся и руководства учи телем Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа
Технология проведения и характер изображения Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестиро вание
Интенсивность проверки Зачет, уплотненный опрос, комби нированный контроль
Уровень познавательной самостоя тельности учащихся Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практи ческие исследования

В зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе различают следующие виды контроля знаний: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Виды контроля знаний учащихся по экологии

Вид контроля Краткая характеристика
Предварительный (ориентировочный) Диагностика исходного или начального уровня зна ний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся про белов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся
Периодический (тематический, рубежный) Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы
Итоговый Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы

  (стандартов)

 

Для учащихся 9 класса можно предложить следующие приемы словесных, наглядных и практических групп методов проверки знаний и умений учащихся: написание реферата; сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений; участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; доклад; решение биологических задач; ответ по тестовым заданиям; ответ путем письменного заполнения дидактических карточек; доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением; ответ по обучающим программам компьютера, узнавание препарата под микроскопом или лупой; монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.); выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения; самостоятельное выполнение лабораторной работы.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: