Оформление сцены для танца

ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

 

Суть профессии хореографа – это художественно-образное видение, мышление, творчество, создание новых по замыслу художественных ценностей путем применения специфического комплекса выразительных средств танцевального искусства.

Танцевальное движение – основной выразительный

Материал в хореографии.

Человеческое телодвижение как четырехсторонний выразительный комплекс, как единство информационных потоков –контактного, кинетического, психологического.

История развития танцевальных движений – история кинетических средств выразительности (амплитуда, прыжок, вращения, координация, ритмика и т.п.). Подстраивание под развитую кинетику контактных, телосложенческих, психологических средств выразительности – создание тем самым специфических танцевальных форм человеческого телодвижения.

Приемы развития содержательности в танцевальном движении выражается за счет изменения темпо-ритма исполнения, за счет изменения направления движения, за счет изменения амплитуды движения, за счет контрастной смены одного элемента другим и др.

Танцевальный текст (последовательное соединение движений, поз, мимики) – многоаспектное выразительное целое, сложное художественно-образное языковое явление. Как и музыкальный, он обладает схожими построениями: фразами, предложениями, периодами, частями.

Структуры построений текста закрепились в практике танцевального искусства как характерные конкретно-исторические композиции (хоровод, кадриль, пляска и т.д.).

Пространственное строение танца определяется расположением, перемещением танцующих на сцене. Пространственное строение может поднять или снизить активность танцевального действия, придать ему черты изобразительности (конкретности) или обобщенности (абстрактности). Элементами пространственного строения танца являются: мизансцена (расположение танцующих на сцене), рисунок, пространственный переход. Приемы развития рисунка в массовом танцам(за счет изменения темпо-ритма, введения дополнительного танцевального текста, контрастной смены одного построения другим.)

 

Художественный образ в танце – духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Он складывается из множества связывающихся свойств и особенностей. В его структуру входят художественно образные элементы всех компонентов танцевального произведения. Он –синтез слышимого и видимого, основа танцевального творчества.

Персонаж (герой) в танце относительно конкретен. Это характер человека, проявляющийся во взаимоотношениях с окружающими, в действиях и поступках, которые предопределены музыкой.

Танцевальный сюжет ничего общего с литературным сюжетом не имеет. Сюжет в танце – это внутреннее смысловое развитие, сцепление образов, роль которых могут играть персонажи, действующие эпизодически или на протяжении всей танцевальной композиции.

Сюжетность в танце – построение многоуровневое, просматривающееся в танцевальных движениях, в характере межперсонажных отношений, в последовательности действий, событий, явлений. Логика построения и развития сюжетных образов танцевального текста должна совпадать с сюжетной образностью музыкального произведения, дополняться образностью костюмов, соотноситься со сценической средой, что в целом и определяет своеобразие танцевальной сюжетности.

Музыка в танце – как невербальная основа танцевального произведения, определяющая его содержание, образы. Проникновение в суть музыкального произведения.

Четырехсторонняя выразительность музыкального звука (высота, длительность, тембр, громкость), определяющая образность музыкального произведения как в целом, так и отдельных его частей.

Традиционная танцевальная музыка своим метроритмом (вальсы, польки, мазурки и пр.) соответствует основным шагам бытовых танцев. Что же касается мелодической, инструментальной, структурной выразительности, то она в бытовом танце, как правило не отражается. Не случайно степень связности музыкального текста с текстом танцевальных движений, например, Ф.В. Лопухов предлагал подразделять как «танец около музыки», «танец под музыку», танец в музыку», а Дж. Баланчин отстаивал еще тезис – «танец с эффектом зримой музыки».

Современные мастера танца полно слышат и отражают звуковую образность в сценическом действии, варьируя, по своему

усмотрению, степень связности музыкального и танцевального текста. В сферу танцевального творчества привлекается музыка разных направлений и стилей.

Танцевальный костюм.

Историческая эволюция конструкции танцевального костюма – от бытовых форм к высокопрофессиональным – высвечивает довольно ясную тенденцию – стремление к максимальному выявлению (обнажению) самого телосложения танцовщика, что приводит к использованию трико, купальника, комбинезона, майки.

 

Выразительную структуру танцевального костюма определяют:

· конструкция формы (объемы, линии, фасоны);

· фактура материала (легкая, тяжелая, жесткая, мягкая, прозрачная, плотная, гладкая, ворсистая и т.д.)

· цвет, тон материала (теплый, холодный,, светлый, темный, яркий, бледный и т.п.)

· освещение, способность выглядеть на свету (освещение дневное, искусственное, полное, частичное, цветное и т.д.).

 

Проект танцевального костюма должен отвечать характеру лексики танца, ее образному строю и действию, а также характеру музыкальной звучности (спокойному, резкому, страстному и пр.). Влияние костюма на танцевальную образность.

 

Оформление сцены для танца.

Сцена – среда для танцевального действия, среда гармоничная с характером танцевальной и музыкальной образности, среда, вносящая свои самостоятельные и новые черты в танцевальное повествование.

Образными сторонами сценического оформления являются:

· конструкция сцены (малая, большая, широкая, глубокая, высокая) и конструкция самого оформления (характер линий, объемов и пр.)

· фактура используемых материалов;

· цвет материалов, живописных красок;

· характер освещения (освещение мягкое, резкое, спокойное, возбуждающее, светлое, темное и т.д.).

Сценическая среда, обладая своей образностью, всегда либо органично сочетается с данным танцевальным действием, либо нейтральна к нему, либо активно диссонирует с ним. Вместе с тем, выразительная палитра сценического оформления довольно динамична и в состоянии активно следовать за развитием танцевального действия. Особенно это касается освещения сцены.

Тяготеющие к абстрагированной образности музыка и текст танцевальных движений вольно или невольно заставляют выстраивать соответствующим образом всю структуру выразительных средств танцевального произведения, в том числе костюма и сценического оформления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: