Выводы по второй главе

1. Во второй части нашей работе мы рассмотрели особенности стресс-преодолевающего поведения и типов психологической защиты будущих психологов, в частности, взаимосвязь типов психологической защиты и копинг-стратегий. Мы выяснили, что большинство студентов используют отрицание как механизм психологической защиты. Такая психологическая защита предполагает не только внешний, демонстративный отказ от нежелательной реальности, особенно если она выставляет человека в неприглядном свете, но и внутреннее нежелание признавать правоту того, кто сделал больно. Это может негативно сказываться на учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Остальные типы психологической защиты имеют меньшую выраженность и интенсивность.

2. Будущие психологи склонны больше прибегать к конструктивным копинг-стратегиям, нацеленным на успешное преодоление сложившейся ситуации, а это не только один из факторов успешной учебы в вузе, но и необходимое условие достижения поставленных целей в будущей профессиональной деятельности специалиста.

3. Были выявлены в основном положительные взаимосвязи между типами психологической защиты и конструктивными механизмами совладания, что является совокупностью стратегий, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс, и в целом, обеспечивающих успешною адаптацию к окружающей среде.

4. Необходимо своевременно проводить психодиагностику механизмов психологической защиты и копинг-стратегий для коррекции и формирования более конструктивных и адаптивных стратегий.


 


Заключение

Целью данной курсовой работы являлось изучение и описание соотношения защитных механизмов и копинг-стратегий у студентов психологов.

1. По результатам теоретико-методологического анализа были проанализированы основные подходы понимания защитных механизмов и копинг-стратегий, и дана полная характеристика каждого из этих механизмов.

В психологии под психологической защитой понимают систему регуляторных механизмов, направленных на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. В широком смысле под психологической защитой понимают любое поведение, помогающее устранить психологический дискомфорт.

В рамках психоаналитического подхода принято считать, что защитные механизмы действуют на неосознанном уровне, искажают или отрицают восприятие реальности. Их формирование происходит в раннем детстве, относительно этапа формирования и функциональности выделяют примитивные и зрелые защитные механизмы. Р.Плутчик выделил 8 типов защитных механизмов: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Копинг-стратегии - сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса.

Копинг включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера (попытки овладеть, смягчить, привыкнуть, уклониться от требований проблемной ситуации). В качестве дополнительных условий выступают внешние обстоятельства (характеризуют саму задачу) и внутренние (психологические характеристики субъекта), которые отличают его от простого приспособления.

Р.Лазарус выделил 8 видов копинг-стратегий: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы и положительная переоценка.

2. В данной курсовой работе для диагностики защитных механизмов и копинг-стратегий использовались следующие методики:

1. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др) предназначена для определения основных типов эго-защиты

2. Методика Копинг-тест Лазаруса (в адаптации Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой) предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий

3. На основе эмпирического исследования были получены следующие данные: большинство студентов используют отрицание как механизм психологической защиты. Такая психологическая защита предполагает не только внешний, демонстративный отказ от нежелательной реальности, особенно если она выставляет человека в неприглядном свете, но и внутреннее нежелание признавать правоту того, кто сделал больно. Это может негативно сказываться на учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Остальные типы психологической защиты имеют меньшую выраженность и интенсивность.

Будущие психологи склонны больше прибегать к конструктивным копинг-стратегиям, нацеленным на успешное преодоление сложившейся ситуации, а это не только один из факторов успешной учебы в вузе, но и необходимое условие достижения поставленных целей в будущей профессиональной деятельности специалиста.

 Были выявлены в основном положительные взаимосвязи между типами психологической защиты и конструктивными механизмами совладания, что является совокупностью стратегий, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс, и в целом, обеспечивающих успешною адаптацию к окружающей среде.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: