Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Введение

М. Ю. Лермонтов-поэт, драматург, художник, русский офицер. За очень короткую жизнь он оставил мало произведений, но они стали русским шедевром классики. В его творчестве показана жизнь молодых людей второй половины XIX века, их поиски жизненного смысла, их отношение к любви, истории Отечества и дружбы.

Изучение творчества и жизни Лермонтова, как и других классиков русской литературы, всегда актуально.

Почти во всех стихотворениях поэта в его творчестве прослеживается тема одиночества. Она непосредственно проходит через всю его поэзию. Лермонтов также является создателем трагического образа человека.

Как уже говорилось, тема одиночества пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова это было актуально на протяжении всей жизни,и сейчас актуально. В одних произведениях он открыто не упоминается о ней, в других - наоборот, он приносит нам именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов ни старался выразить свое одиночество: замаскировать его или закричать о нем, оно остается для поэта доминирующим, значимым.

Целью данной работы является подробное знакомство с биографией поэта с целью понимания его творчества.

Задачи: рассмотреть несколько основных тем творчества, в том числе его связь с историей родины и Отечества.                                


 


Глава 1. «Поэт и поэзия» в лирике М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов - духовный наследник Пушкина. Он отражал в своих работах размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта родились «из огня и света», то есть из бури чувств и интенсивно бьющихся мыслей. Таким образом, большинство работ Лермонтова были написаны за годы реакции, многие из них пронизаны горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «пустое или темное».

Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. Они выражают гораздо больше, чем мысли мастеров об их высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к реальности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе. Конечно, все эти аспекты по-разному отражались в творчестве разных поэтов. Ваш особый взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. Его стихи выражают чувство трагической несовместимости искусства и грядущего «железного века», чувство одиночества художника, его раздор с миром.

 

Что повлияло на М.Ю.Лермонтова в его поэзии.

В 1837 году Лермонтов, потрясенный страданиями и смертью Александра Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», полное боли и тоски. В этой работе Лермонтов размышляет о трагической судьбе поэта, понимает его горькую судьбу и рассказывает о своем убийце. И он не только обвиняет Дантеса, так как:

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

Сколько людей, которые прекрасно понимали значение Пушкина для России, не смогли защитить «солнце русской поэзии!..». Последние основные строки направлены против царей-палачей, которые также виновны в смерти поэта, и Лермонтов угрожает им Божий суд. Ему удалось идеально воплотить образ великого русского поэта. Но главное, что он понимал вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения среди пигмеев с его ранимостью, одиночеством и протестом.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

А появление убийцы и душителей свободы — следствие существования любого бездуховного сообщества.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!      

Лермонтов продолжает свои размышления о судьбе поэта, о целях поэзии в этом мире в стихотворении «Поэт». Все начинается с размышления о судьбе кинжала. Было время, когда клинок был верным спутником своего владельца. Затем его забрал казак «на холодном трупе мастера» и продал в армянский магазин, где его купил поэт. И теперь кинжал бездействует, потеряв свое предназначение, и поэт, глядя на него, размышляет о поэзии своего времени.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Поэт напоминает, что ранняя поэзия была достойна своей цели, то есть она была оружием для битвы. По его словам, поэзия последних лет - это чаша праздников, колокол в башне Ассамблеи. При этом он подчеркивает, что его целью является обращение к человеческому множеству, объединение людей. Идея Лермонтова о том, что поэзия должна служить народу, гораздо сильнее, чем у Пушкина. Теперь, по словам автора, он утратил свое предназначение и вряд ли найдет его снова. Лермонтов заканчивает свое стихотворение риторическим вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророй?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Образ осмеянного и презираемого пророка появляется в стихотворении «Пророк». Это продолжение одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своей судьбы. Он понимает, как трудно выполнить «повеление Бога». Это трудно, потому что люди, которым он говорит о любви и истине, не верят ему, насмехаются над ним и презирают его. Но поэт не оставляет свою высокую миссию, он возвращается в пустыню, где его слушают звезды и существа земли. И хотя он один, он продолжает свою работу. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мировоззрение Лермонтова, одинокого, отверженного человека, который видит только пороки и злобу вокруг себя.

С тех пор, как вечный суд

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Работа М. Ю. Лермонтов - одна из самых ярких страниц русской литературы. Поэт был зеркалом 30-х годов XIX века. В его стихах отразились чувства и мысли лучших людей этого мрачного периода русской истории. В произведениях Лермонтова отразилась еще большая печаль. Как творец, он не знал милосердия ни к своему времени, ни к самому себе. И в этом месте он нуждался в ответе на свою работу, как и все творцы.

Для самого Лермонтова творчество - это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он понял, что поэзия призвана объединять людей, сила чувств, заключенная в слове, - призыв человечества к высшей духовности.

Из стихотворения «Есть речи-смысл...» (1840) мы понимаем, почему вера Лермонтова в поэзию победила, несмотря на мучения творческого процесса. «От пламени и света слово«рожденный»вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, побуждение броситься к нему:

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Это творчество, вера в” слово", помогает поэту сохранять веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не падать духом.

К несчастью, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. В стихотворении "журналист, читатель и писатель" (1840) Лермонтов показывает три различные точки зрения на проблемы современности. Для читателя произведения писателей не представляют никакой духовной ценности, они обращают внимание на:

Во-первых, серая бумага,

Она, быть может, и чиста;

Да как-то страшно без перчаток…

Читаешь — сотни опечаток!

Простой и гордый язык скучен для читателей, глупые романы, блеск и обман забавляют их, читатель замечает: "в ваших чернилах, Господа, нет даже желчи едкой - это просто грязная вода.”

Журналист тоже ругает писателей, но у него бывают в основном мелкие нападки: он говорит, что был бы рад вообще не ругать. Но в этом мире все зависит от денег, и материальное благополучие для него важнее:

Приличье, вкус — все так условно;

А деньги все ведь платят ровно...

Поэтому журналист уговаривает писателя что-то написать, чтобы было что критиковать. Но писатель не хочет представлять свои творения читателю:

Но эти страшные творенья

Читает дома он один,

И ими после без зазренья

Он затопляет свой камин.

Автор не хочет, чтобы его творения называли “коварным надругательством”, но и не хочет покупать славу такой ценой.

В наш век “позорно трусливых” людей поэт, “променяв душу на мелочи”, гибнет как жертва общих мнений, что для него особенно мучительно. - Да, а о чем писать?"- спрашивает писатель, потому что все уже давно описано. Такое положение вещей угнетает поэта, он становится одиноким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: