Методы и методики исследования

В исследовании приняли участие 40 студентов-психологов в возрасте 18-22 лет.

Цель исследования – выявить типологические особенности стрессоустойчивости студентов-психологов на примере точных, спешащих и медлительных типов.

Гипотеза исследования – стрессоустойчивость личности в студенческом возрасте имеет определенные типовые особенности, обусловленные типом поведенческой активности.

Исследование было проведено в несколько этапов.

На первом этапе была проведена диагностика типов поведенческой активности в исследуемой группе.

На втором этапе была проведена оценка уровня стрессоустойчивости в исследуемой группе.

На третьем этапе результаты по методикам сопоставлялись и интерпретировалось наличие взаимосвязи между исследуемыми параметрами.

На основании цели и гипотезы исследования были поставлены следующие м етоды исследования:

- Теоретические (изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы, обобщение и сравнительно-сопоставительный анализ данных);

- Библиографический метод (анализ педагогической, психологической и методической литературы);

- Эмпирический метод (наблюдение; беседы; методы оценивания и измерения);

- Статистические методы обработки данных (критерий ранговой корреляции Спирмена).

Для проведения исследования были выбраны следующие методики исследования:

1. Методика «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка. Методика является типологическим личностным опросником, созданным для определения типов поведения человека, уровня его общей активности.

Методика включает 61 вопроса. Каждый ответ имеет различную весовую нагрузку от 1 до 13 баллов. Зависимо от общей суммы набранных баллов испытуемый может быть отнесен к тому либо иному типу поведенческой активности (прямо пропорционально количеству набранных баллов, начиная от малого – тип А (спешащий), до наибольших значений – тип Б (медлительный)).

Стимульный материал содержится в приложении 1.

Обработка результатов исследования:

Если диагностируемый наберет меньше 335, то он диагностируется как спешащий тип;

336-459 баллов – смешанный тип;

Более 460 баллов – медлительный тип.

2. Методика для диагностики вероятности развития стресса Т. А. Немчина

Предназначение методики – выявление подверженности стрессу.

Оснащение – тест опросника с ответами и инструкция для диагностируемого. В тесте содержится ряд утверждений с одним вариантом. Диагностируемый должен ответить либо «да», либо «нет» на каждый из вопросов. Студент также указывает те утверждения, с которыми он не согласен.

В процесс обработки результатов теста подсчитывается общее количество утверждений, как «нет», так и «да», с которыми студент согласен.

Интерпретация результатов Если количество таких утверждений достигает 40–50 – студент пребывает в состоянии стресса, резервы его организма близки к истощению – высока вероятность развития третьей стадии стресса – диагностируется низкая стрессоустойчивость.

До 15-40 – средняя стрессоустойчивость, при отсутствии адекватных мер (использование приемов саморегуляции и других «антистресс-технологий») существует вероятность развития негативных последствий стресса.

Не более 5–15 – прогнозируется высокая стрессоустойчивость.

В приложении 2 представлен стимульный материал к данной методике.

3. Шкала нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин).

Предназначение методики - оценка нервно-психического напряжения  и его проявлений у диагностируемого.

Необходимое оснащение. Анкета-опросник (приложение 3).

После того, как диагностируемый студент заполнит бланк анкеты, подсчитываются набранными им баллы путем их суммирования.

При если испытуемый поставил отметку (+) против пункта 1, начисляется 1 балл, если против 2 – 2, 3 – 3. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90.

Результаты теста оцениваются по следующей шкале:

- слабое нервно-психическое напряжение - от 30 до 50 баллов,

- умеренное – от 51 до 70 баллов;

-  чрезмерное – от 71 до 90 баллов.

4. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.

Данный тест является русскоязычной адаптацией Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, автором которого являлся американский психолог Сальватор Мадди.

Под жизнестойкостью понимается Жизнестойкость система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, позволяющих человеку стойко преодолевать различные сложные жизненные ситуации. Обладая данной характеристикой, человек реже испытывает стресс, а если испытывает, то легче его преодолевает. Жизнестойкость состоит из трех компонентов: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Стимульный материал предоставлен в приложении 4.

Обработка результатов теста.

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска).

Интерпретация (расшифровка) к тесту жизнестойкости.

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

В следующем параграфе нашего исследования нами описаны результаты исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: