Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.
Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальныхвмешательств - психодинамические и поведенческие. По психодинамической теории,развитие личности определяется двусторонними отношениями «человек-среда» и их взаимным влиянием. Согласно концепции психосоциальной идентичности личности, предложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрывном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней идентичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Психодинамический подход широко используется в современной психиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою очередь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциальной работы основной акцент делается на изучение природы проблем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разрешения межличностных конфликтов и реагирования на стресс.
|
|
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокупность реакций организма на воздействие внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействующими регулирующими системами. Это - внешние стимулирующие события, внешнее подкрепление и, самое главное, промежуточные когнитивные процессы. Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ интерпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно данному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, каким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.
На теориях социального научения и когнитивной модификации поведения основана поведенческая терапия, которая использует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.
Методы поведенческой терапии, которые применяются в психосоциальной работе, опираются на способность человека к целенаправленному и осмысленному изменению поведения. В процессе тренингов, ориентированных на решение конкретных поведенческих задач, человек учится справляться с жизненными трудностями и повышает свои способности к самоконтролю и активным действиям.
|
|
Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы психокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциальная помощь относится к наиболее важной составной части реабилитации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению социального поведения индивида.
Основные направления психосоциальной работы составляют:
- социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);
- психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;
- информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.
Социотерапия - это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации.Методологическую основу социотерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навыков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также терапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.
В процессе психосоциальной работы осуществляется психокоррекция, которая направлена на исправление недостатков в психическом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.
Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:
- ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни трудности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих перед собой цель повысить способность к самореализации;
- ориентация на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения (может применяться как у психически здоровых, так и у больных людей при сохранении критики к собственной личности и поведению);
- направленность на изменение поведения, межличностных отношений (семейных, коллективных) и развитие личности клиента.
Психокоррекционная социальная работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Психосоциальная работав виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем (social casework):социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осуществляться с одним пациентом или группой лиц (например, членами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких случаях понимается как особая форма индивидуальной работы.
Наиболее распространенный метод индивидуальной психосоциальной работы - консультирование,при котором основным средством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача - помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.
Психосоциальная групповая работаориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отличие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных взаимоотношений, психотерапевтическая группанесет в себе определенный лечебный потенциал и является активным помощником социального работника в психокоррекционном процессе.
|
|
Методы групповой социально-психологической терапии. В практике групповой психосоциальной работы широкое распространение и популярность в связи с высокой эффективностью получили методы поведенческой терапии. В поведенческой терапии большую роль играет опыт корректирующего научения, тренинг умений, позволяющий пациентам приобрести новые навыки поведения, повысить свою коммуникативную компетентность или научиться преодолевать свои дезадаптивные привычки и разрушительные эмоциональные конфликты.
Тренинг социальных навыков направлен на повышение социальной компетентности инвалидов в повседневной жизни и конкретизируется в тех или иных сферах: домашнее хозяйство, работа, досуг. К основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения.
Для терапии широкого диапазона межличностных проблем - от ограниченности социально-поведенческого репертуара до социальной тревоги - применяется тренинг ассертивности. Ассертивность - термин, означающий уверенность, настойчивость, напористость, способность утверждать себя. Неассертивные люди испытывают тревогу в социальных ситуациях и страдают от низкой самооценки, они не в состоянии выражать свои чувства и отстаивать свои законные права. Поведенческая репетиция для обучения ассертивности хорошо подходит для групповой терапии, поскольку члены группы могут обеспечить более разнообразную обратную связь, чем один терапевт, и также способны быть источником целого спектра моделирующих влияний.
|
|
Помимо навыков самоутверждения и уверенности в себе существуют и другие социальные навыки, отсутствие которых может создавать определенные трудности в повседневной жизни. Например, знакомиться, общаться, разрешать межличностные конфликты. Целью различных многочисленных групп тренинга служат расширение поведенческого репертуара, умение действовать в различных жизненных ситуациях, повышение социальной компетентности как способности находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением. Ролевая игра,на которой строится тренинг, рассматривается как развитие анализа практической ситуации. Она с успехом может использоваться при наличии поведенческих и межличностных проблем.
Группы встреч. Их можно также отнести к группам роста или группам взаимной поддержки или самопомощи (Self-help model). Цель группы встреч - пробудить внутренние резервы, стремление к самоосознанию и межличностному развитию, к возможно полной реализации того потенциала, который заложен в каждом индивиде.
Группы совместной деятельности. Важно, что в процессе совместной деятельности члены группы устанавливают более тесные контакты, поощряют друг друга к активности и взаимодействию, ненавязчиво корригируют поведение и приобретают новые навыки. Такие группы особенно полезны для больных с выраженными дефицитарными синдромами и явлениями социальной дезинтеграции.
Группы терапии творческим самовыражением. Для длительно болеющих людей и инвалидов с успехом можно использовать метод терапии творческим самовыражением, разработанный для психически больных психотерапевтом М.Е. Бурно (1989). Метод направлен на обучение приемам целебного творческого самовыражения с осознанием ценности своей жизни.
Информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом. В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:
1. проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья;
2. предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т.п.
В образовательные программы, или, как их еще называют, «школы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предотвращения обострений, современные достижения в лечении и реабилитации. Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные области (о правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где можно получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки).
Контрольные вопросы:
1. В чем заключаются психологические особенности людей с инвалидизирующей патологией?
2. Дайте характеристику понятию «внутренняя картина болезни».
3. Охарактеризуйте основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств – психодинамическую и поведенческую.
4. Каковы основные методы социотерапии личности?
5. Каковы основные методы психокоррекционной работы с личностью и ее ближайшим окружением?
6. В чем заключается информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом?
7. Что такое терапевтическая среда и как ее организовать?