Теоретические основы и современные подходы к управлению дополнительным образованием детей

Система дополнительного образования является подсистемой общего образования, решающая задачу реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование, на отдых и досуг. Эту систему можно разделить на множества и подмножества, которые рассматриваются как подсистемы более низкого уровня. Это позволяет, с одной стороны, сократить число рассматриваемых связей, а с другой - ограничить свободу рассмотрения каждого элемента подсистемы, связывая его функции с общим смыслом функционирования подсистемы.

Таким образом, педагогическая система более узкое понятие, чем система дополнительного образования, но именно педагогическая система составляет костяк дополнительного образования.

В рамках рассмотренных положений сущность дополнительного образования выявляется в следующих свойствах:

· открытость дополнительного образования: между дополнительным образованием и окружением существуют взаимосвязи;

· динамичность дополнительного образования (оно непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (оно состоит из многочисленных подсистем, также являющихся самоорганизующимися, которые находятся между собой в различных отношениях);

· самоуправляемость развития дополнительного образования: развитие дополнительного образования характеризуется неопределенностью в виду того, что в его основе лежит новая концепция детерминизма, отражающая многообразие и сложность реальных жизненных явлений.

Таким образом, основополагающей идеей при развитии системы дополнительного образования является интеграция всех видов деятельности: учебной, внеклассной, внеурочной, внешкольной, воспитательной, предполагающая переход от педагогики мероприятия к педагогике сотрудничества и сотворчества. Это дает возможность представить школьное дополнительное образование системно, а также определить различия каждого вида деятельности и выделить характерные для них формы.

В управлении развитием дополнительного образования играет важную роль уровень организованности дополнительного образования в учебном заведении. В настоящее время в педагогической литературе называются как минимум четыре условных уровня:

· Первый уровень характеризуется случайным набором кружков, секций клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.

· Второй уровень отличается определенной внутренней консилидированностью, различной направленностью деятельности, но в целом работу не удается построить на единой содержательной основе из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином образовательном процессе школы.

· Третий уровень предполагает развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, в котором разнообразные объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

· Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур образовательного учреждения, при котором их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие школы в целом.

Современные подходы к управлению развитием системы дополнительного образования:

Анализ педагогической литературы и документов Министерства образования РФ дает возможность утверждать, что дополнительное образование нельзя рассматривать как нечто добавочное к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Сам термин «организационное развитие» был введен в употребление Робертом Блэйком, Хербом Шепардом и Джейн Моутон в период их работы в конце 50-х годов в корпорации ESSO (в настоящее время Exxon).

Организационное развитие – это целенаправленная работа, осуществляемая высшим руководством для увеличения эффективности и жизнеспособности организации посредством планируемых изменений в процессы, протекающие в ней, используя при этом знания и методы науки о поведении и науки управления. (Из лекций А.О.Кравцова «Управление развитием образовательных систем».)

Положения, характеризующие развитие образовательных систем:

· Целью применения системного подхода является оптимизация системы, при этом оптимизация понимается как функция предельной полезности (для целенаправленных систем - предельное значение целевой функции);

· Системный подход требует рассмотрения явлений в их целостности и развитии;

· Системный подход ориентирует исследователя на первоочередное определение условий формирования системы и системообразующего фактора;

· Исследуемые проблемы изучаются с учетом взаимосвязи рассматриваемой системы с более крупными системами, с которыми первая связана общностью целей;

· Цели системы определяются не в рамках отдельных подсистем, а с точки зрения системы в целом;

· Развитие (прогрессивное развитие) системы понимается как процесс перехода с одного уровня на другой (более высокий), более высоким считается уровень в большей степени приближенный к оптимальному состоянию.

(Из лекций А.О.Кравцова «Управление развитием образовательных систем».)

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата [25].

Процесс управления любой образовательной системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений) [29]. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повысит эффективность предлагаемых изменений:

· Развитие ресурсов системы управления (совершенствовать модель управления образовательной системой; дополнять новым содержанием каждую из управленческих функций).

· Обеспечивать дополнительные ресурсы для сбережения
здоровья (создавать непрерывную адаптивную образовательную среду на уроке и во внеурочное время; расширять использование образовательных технологий, сберегающих психическое и укрепляющих физическое здоровье учащихся; улучшать организационные и материально-технические условия проведения образовательного процесса).

· Развитие ресурсов воспитательной среды (реализовывать воспитание в процессе развивающего обучения и развивающее обучение в процессе воспитания; интегрировать воспитательные воздействия окружающего социума).

· Развитие ресурсов образовательной среды.

Задачи:

· совершенствование непрерывной по содержанию системы

основного и дополнительного образования;

· освоение образовательных технологий, обеспечивающих

адаптивность образовательного процесса и необратимость

устойчивого развития интеллектуальных, творческих качеств

личности.

· Развитие ресурсов ранней социализации, ранней готовности к жизни, продолжению обучения.

Задачи:

· обеспечивать условия для самоопределения и самореализации учащихся многопрофильностью основного образования;

· повышать уровень освоения выбранной специализации за счет личностно-ориентированного дополнительного образования;

· создавать непрерывное урочное и внеурочное пространство для развития творческого потенциала учащихся;

· обеспечивать удовлетворение образовательных потребностей социума.

Предлагаемые изменения в работе отделения дополнительного образования ориентированы на конкретные конечные результаты:

· Совершенствование непрерывной системы основного и дополнительного образования, содержание которой эффективно развивает интеллектуальный, творческий потенциалы личности.

· Положительная динамика освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс прогрессивных образовательных технологий.

· Непрерывная работа над эффективной моделью управления развитием непрерывной системы основного и дополнительного образования.

Критерии оценки эффективности выполнения данных рекомендаций для оптимизации и развития дополнительного образования в школе:

· Отсутствие негативных тенденций в показателях уровня здоровья учащихся, повышение уровня адаптивности, снижение уровня тревожности;

· Повышение уровня качества образования; рост числа учащихся, получающих дополнительное образование; рост числа победителей и лауреатов олимпиад и конкурсов;

· Процентный рост числа выпускников, поступающих в высшие учебные заведения; повышение уровня удовлетворенности родителей и учащихся образовательными услугами;

· Повышение уровня квалификации и профессионального мастерства членов педагогического коллектива системы основного и дополнительного образования.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1. В чем заключена основная сущность Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»?

2. Назовите основные направления модернизации системы дополнительного образования в России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: