Закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные статьи и положения по вопросам организации и содержания ДО

Лекция 2: Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования

 

ПЛАН:

1. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования: общая характеристика.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные статьи и положения по вопросам организации и содержания ДО.

3. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»: цель, задачи, основные направления, содержание.

4. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года

5. Теоретические основы и и современные подходы к управлению  дополнительным образованием детей.

 

Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования: общая характеристика

 

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативноправовой базе на федеральном и региональном уровне, в которой рассмотрены основные документы, касающиеся:

– прав детей на получение образования;

– системы дополнительного образования;

– учреждений дополнительного образования;

– современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, важное значение имеют основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:

· Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);

· Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государстваучастники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);

· Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);

· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование;

· Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

В соответствии с Федеральной программой развития образования и Национальной доктриной образования в Российской Федерации дополнительное образование призвано обеспечивать разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей; предоставлять возможности для самореализации; способствовать развитию национальной культуры, воспитанию патриотизма, гражданской позиции, бережного отношения к историческому и культурному наследию; формировать культуру мира, межличностных и межэтнических отношений; приобщать к здоровому образу жизни, спорту.

Тактически было выделено два этапа развития системы дополнительного образования детей. Первый этап (1993 – 1996) – аналитико-проектировочный – включал разработку пакета документов нормативно-правовой базы, теоретикометодических основ дополнительного образования, требований к методическим материалам и программам нового поколения, определение подходов к лицензированию учреждений дополнительного образования, новых видов учреждений дополнительного образования, издание нормативноправовых актов, регулирующих деятельность в системе дополнительного образования, создание центра развития системы дополнительного образования.

Второй этап (1997 – 2000) – технологический, основной задачей которого являлось освоение и коррекция нормативно-правовой и программнометодической базы дополнительного образования, включал отработку требований к условиям функционирования системы дополнительного образования детей; обновление программно-методического материала, создание программ нового поколения; отработку методики изучения спроса и предложения в системе дополнительного образования; разработку программы развития образовательных учреждений; разработку и освоение методики анализа эффективности деятельности учреждений дополнительного образования; обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования; уточнение типового положения об учреждениях дополнительного образования.

 

Закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные статьи и положения по вопросам организации и содержания ДО.

 

Закон РФ «Об образовании» РФ 2019 года (273-ФЗ РФ редакция 2018-2019) в главе 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в статье 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» устанавливает следующее:

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Следует отметить тот факт, что Федеральный Закон «Об образовании» предоставил каждому региону право разрабатывать свои программы развития образования и устанавливать национально-региональные компоненты образовательных стандартов. Установка получила свое развитие в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, где четко сформулировано, что главное предназначение учреждений дополнительного образования – реализация дополнительных образовательных программ в целях творческого развития личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: