Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

Лекция № 5: Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей

ПЛАН:

1. Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

2. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса:

 а) особенности организации учебного занятия в дополнительном образовании детей;

б) формы и виды занятий в системе дополнительного образования.

3. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей.

 

Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

 

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет формализованный характер по сравнению с образовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в составлении личности обучающегося. По словам выдающегося педагога В.Ф. Шаталова: «Основная функция педагога не только быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

– иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

– быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительные и творческие занятия), так и по содержанию;

– основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого – педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого – педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому здоровью учащихся;

– базироваться на развивающих методах обучения детей;

– для педагога дополнительного образования уже не достаточно знаний лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого – педагогическими знаниями;

– использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которые позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти себе занятие по душе;

– основываться на социальном заказе общества;

– отражать региональные особенности и традиции.

 

2. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса:

Значительную роль в организации образовательного процесса играет методическая деятельность, являющаяся  одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например педагогической, организационно – массовой и другой) – она включает в себя прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в Учреждении дополнительного образования. Таким образом, методическая деятельность учреждения дополнительного образования есть целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всесторонне развитие творческого потенциала педагога, и в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно – воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. Методическая же работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа достижение педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

Основные виды  методической деятельности:

самообразование;

– методическое исследование;

описание и обобщение педагогического опыта;

создание методической продукции;

обучение педагогических кадров;

методическая помощь;

методическая коррекция.

В дополнительном образовании создана взаимосвязанная малоуровневая система методических служб:

· Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ;

· Областные центры развития системы дополнительного образования детей;

· Городские, районные, окружные методические службы.

· Методические службы учреждений дополнительного образования детей;

· Для общей координации работы и выполнения научно – методических функций на федеральном уровне создан Центр развития системы дополнительного образования детей. Для осуществления этой работы на региональном уровне действуют областные учреждения дополнительного образования или центры развития системы дополнительного образования. На районном уровне методическая работа, направленная на совершенствование дополнительного образования детей, ведется либо по линии методических служб образования (Кабинеты, отделы), либо крупными многопрофильными учреждениями, либо создаются специальные структуры для осуществления этой деятельности. Надо заметить, что основное поле методической деятельности находящиеся на уровне учреждений, где в этот процесс включены педагоги, методисты, руководители всех регионов.

Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования. Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение – район – город.

Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкции, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно – экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому.

Освещая вопрос о программном обеспечении образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования отметим, что существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса.

К основной учебной документации относятся образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие.

Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно-оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями.

Одним из критериев вида учебной документации является ее целесообразность, необходимость для совершенствования образовательного процесса. В широком смысле под «документом» понимается любой материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и распространения педагогического опыта.

Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими, которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.

Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия. Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:

· Паспорт образовательной программы (ОП) дополнительного образования детей:

– наименование ОП;

– сведения об авторе (Ф.И.О., место работы, адрес учреждения; телефон; должность; авторское участие в конкурсах авторских образовательных программ);

– направленность ОП (к примеру, художественная или др.);

– возраст обучающихся (например, дошкольники или младшие школьники и др.);

– срок реализации ОП (например, 3 года);

– нормативно - правовая база

а) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) «Об образовании в РФ»;

б) Конвенция ООН «О правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) и др.

– год разработки и редактирование ОП.

· ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, которая содержит следующие разделы

1. направленность дополнительной образовательной программы;

2. новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

3. цель и задачи дополнительной образовательной программы;

4.отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

5. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

6. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

7. формы и режим занятий;

8. ожидаемые результаты и способы их проверки;

9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

· УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (УТП). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

1. перечень разделов, тем;

2. количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то Учебно-тематический план составляется на каждый год. В этом случае Учебно-тематический план должен отражать особенности каждого года обучения. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего»,

«Теоретические занятия» –  «Теория»,

«Практические занятия» – «Практика».

Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими. Учебно-тематический план не надо превращать в поурочное планирование, так как образовательная программа рассчитана не на один год работы детского объединения, и поэтому в плане обозначаются основные разделы и темы. Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения). В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на: комплектование группы (для детей первого года обучения); вводное занятие (введение в программу); концертную или выставочную деятельность; мероприятия воспитательно-познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие.

· СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Содержание образовательной программы раскрывается через краткое описание тем. Раздел тесно связан с учебно-тематическим планом. Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Изложение материалов ведется в именительном падеже. Количество часов в этом разделе программы НЕ указывается.

В содержании программы указывается:

– название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);

– телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

– указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

– при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

· МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Раздел «Методическое обеспечение» может включать описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса; дидактический материал; техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы может быть представлено в виде таблицы.

· СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Списки литературы могут предназначаться для разных категорий участников образовательного процесса:

– для обучающихся;

 – для родителей,

– для коллег.

В дополнительной образовательной программе можно представить список литературы как используемой педагогом при обучении, так и используемой при написании образовательной программы.

Рекомендовано представлять список литературы, состоящий из двух разделов:

– списка литературы, использованной педагогом в своей работе;

– списка литературы для обучающихся.

Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности детей. При этом важно помнить, что реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.

Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:

– Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.

– Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.

– Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.

 

а) особенности организации учебного занятия в дополнительном образовании детей:

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие представляет собой промежуток времени, в течении которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом. Учебное занятие – это сложный психолого – педагогический процесс, к которому предъявляются ряд различных требований.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

– изучение нового материала;

– применение знаний на практике, формирование практических умений;

– контроль знаний.

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:

– создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

– целесообразное расходование времени на занятии;

– применение разнообразных методов и средств обучения;

– высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

– практическая значимость полученных знаний и умений.

Основные этапы современного занятия:

· Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

· Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

· Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Учебное занятие в системе ДОД – это форма организации учебного процесса ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).

Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Как модель, учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: