Б) формы и виды занятий в системе дополнительного образования

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности обучающегося, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки. Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:

1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у обучающихся и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии обучающийся показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил ребенка определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат обучающегося и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и дети, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы обучающихся и педагога.

3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.

Концерт. Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый обучающийся этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Обучающийся – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, обучающиеся коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже обучающиеся других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.

Смотры, конкурсы, фестивали. Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое-либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: обучающийся – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как обучающийся, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы. Как правило, такие обучающиеся в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.

Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

Вообще в практической деятельности педагоги дополнительного образования активно используют как традиционные, так и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе, в числе которых выделяют:

– Лекция (устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся).

– Презентация предмета, явления, события, факта (описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях).

– Семинар (форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога).

Социодрама (сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений).

– Дискуссия (всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы – расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения).

– Защита проекта (способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем).

– Конференция (собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов).

– Философский стол (коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни –  «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.).

– Экскурсия (коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью).

– «Крепкий орешек» (решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений).

– Туристический поход (передвижение группы людей с определенной целью).

– Конверт вопросов (свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке).

– Учебная игра (занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия).

– Выпускной ринг (отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми).

– Утренник, праздник т.д. (организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности).

– Психологическое занятие (проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: