Психология восприятия произведений художественной литературы детей разных возрастных групп имеет свои особенности

ЛЕКЦИЯ 1

Специфика детской литературы

План лекции.

1. Понятие детской литературы.

2. Предмет детской литературы.

3. Функции детской литературы.

4. Классификация детской литературы.

5. Психология восприятия произведений художественной литературы.

6. Жанровое своеобразие детской литературы.

7. Язык и стиль произведений детской литературы.

8. Иллюстрации и текст в детской книге.

 

Детская литература – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения. 

Детская литература существует как самостоятельная область литературы, обладающая своими, только ей присущими чертами и качествами, отличающими ее от литературы для взрослых. Эти особенности принято называть спецификой детской литературы.

Современное понятие детской литературы имеет два значения. Первое — обиходно-бытовое, когда детской литера­турой называют все произведения, которые читают дети. Однако специалисты (литературоведы, библиотекари, педагоги) предпо­читают второе значение — научное.

В научной классификации различают три вида произведений.

1. К первому виду относят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Корнея Чуковского, В. Сутеева, А. Барто).

2. Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых, но нашедшие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках (сказки А. Пушкина, роман Д. Дефо - им подобные произведения следует относить к кругу детского чте­ния ).

3. Наконец, третий вид — это произведения, сочиненные деть­ми, его чаще называют детским литературным творчеством.

Литература для детей нигде и никогда не была плодом усилий только детских писателей. Сказки и стихи А. Пушкина, «Конек-горбунок» П. Ершова, «Муму», «Записки охотника» И. Тургенева, «Детство Темы» Н. Га­рина-Михайловского, многие стихи Ю. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тют­чева и другие произведения вечных поэтов, писателей в на­шей стране, как и повести Диккенса, Марка Твена, романы Жюля Верна, сочинялись не для детей. Но сейчас это классика детской литературы. А вот X. К. Андерсен даже сер­дился, когда его называли детским писателем. Ж.Ж. Руссо когда-то объ­явил, что «Робинзон Крузо»Дефо — лучшая детская книга, хотя она не была написана именно для детей. Это сложная книга, автор которой – писатель с мировым именем – еще в начале 18 века сумел поставить комплекс важнейших, актуальных для своего времени моральных, философских и религиозных проблем (человек и его духовные силы, человек и общество, человеческие ценности подлинные и мнимые, человек и природа и др.) Однако, кроме этого в книге есть увлекательный приключенческий сюжет. Постепенно вопросы, волновавшие писателя, утратили свою остроту, и читатели все больше сосредотачивали внимание на сюжетной стороне книги.

Специфика детской  литературы – явление динамичное. Она всегда конкретна, потому что определена и читательским возрастом, и исторической эпохой, и социальной средой.

Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его со­став зависит от множества факторов. Изменяются исторические условия, а вместе с ними происходят изменения общественных, религиозных и семейных традиций детского чтения. Меняются идеологические установки, художественные вкусы, обновляются программы воспитания и образования. (в советское время дети читали книги о Ленине, революции, в 18 веке большую долю дет. литературы составляли книги религиозного содержания).

Итак, мы употребляем понятие «детская», имея в виду его трехчленное содержание: произведения, адресованные детям, произведения для взрослых, перешедшие в детское чте­ние, и творчество детей.

Особая роль в отстаивании высоких критериев искусства относительно литературы для детей еще в 40-е годы прошлого века принадлежала В.Г.Белинскому. Его концепцию раз­вивали М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чер­нышевский. Белинский писал: «Для детей предметы те же, что и для взрослых, только их должно излагать сообразно с детским понятием, а в этом-то и заключается одна из важ­нейших сторон этого дела».

Предметом детской литературы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя.

Вообще предмет детской литературы характеризуется богатством проблемно-тематического состава. Буквально все стороны жизни и деятельности человека находят отражение в литературе. Причем ее тематика определяется социальным заказом, воспитательными идеалами общества. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей (так в 60-е годы ХХ века актуальным был спор физиков и лириков: первые утверждали приоритет разума, вторые – значимость чувств, эмоций. Это отразилось в проблематике цело ряда произведений: В. Медведева «Сверхприключения сверкосмонавта», Ю. Томина «Карусели над городом», во многих книгах В. Крапивина «Я иду встречать брата», «Летящие сказки», А. Алексина, В Железникова, Ю. Яковлева и др.)

Возникало множество споров по проблемам специфики. Время от времени находились педагоги, стремившиеся вообще увести детскую литературу из сферы искусства в область дидактики, превратить ее в педагогику в картинках. Существовало также мнение, что никакой специфики вовсе нет и не может быть: есть просто – хорошие или плохие книги. Плохая книга не нужна никому, а хорошая нужна одинаково всем – взрослым и детям. Одни оппоненты усматривали главное отличие детской литературы в ее тематике, другие – в доступности, третьи говорили об особом детском языке.

Время от времени в печати разгорались широкие дискуссии. Таков был, например, спор о сказке в 20-30-х гг. Сказка уводит ребенка от проблем современности, революционных проблем в мир фантастических образов.

Дискуссия, проходившая в 1971-1973 гг. на стр. журнала «Детская литература» привела к выводу о том, что специфику детской литературы создают и особые свойства писательского таланта, и учет возрастных особенностей читателя с целью наиболее эффективного воздействия на его разум и чувства.

Л.Н.Толстой писал о вреде «ядов духовных». Они, по его мыс­ли, крайне вредны, а с точки зрения духовной — смертельно опасны для детей, хотя и представлены бывают часто «в хо­рошей упаковке». Безнравственные по материалу и пафосу произведения, культивирующие жесто­кость, садизм, страх, грубую физическую силу, так называе­мую свободу, открытость секса, — несовместимы как с эсте­тическими, так и с педагогическими оценками произведе­ний, адресуемых детям или отбираемых в круг их чтения из общей литературы. Так в некоторые произведений детской прозы 90-х годов ХХ века в связи с процессами демократизации и их вульгарным восприятием просочились ранее табуированные темы (педофилии, описания сцен насилия). Подобные произведения у неподготовленного читателя, с неокрепшей психикой могут вызвать нежелательную реакцию, возбудить неожиданные эмоции.

Для того чтобы ребенок охотно обращался к книге, ее содержание должно увлечь читателя. Поэтому при создании произведения литературы необходимо учитывать специфику интереса детей, который оказывает влияние на предмет содержания. Тематика детской литературы охватывает жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, ученых, деятелей культуры и искусства, тему дружбы, первой любви. Тематика в свою очередь отражается на жанровом своеобразии: жанр дневника, школьной повести, повести-сказки).

В процессе становления детская литература значительно углубилась, и современную литературу привлекают вечные (философские, субстанциональные) вопросы человечества: как складывается личность, от чего и к чему идет человек и человечество. В этой литературе детство рассматривается как начало пути человека в будущее. Появилась такая жанровая разновидность, как философский роман для детей (В. Медведев «Свадебный марш»)

Детская литература не исчерпывается произведениями о детях. В детскую литературу входит значительный круг произведений, адресованных детям, но не имеющих героем ребенка (произведения о животных, о природе, сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова, басни И. Крылова). Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, т. е. все, окружающее его.

Классические произведе­ния для детей двухадресны, «детский» и «взрослый» планы перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста (н-р, в рассказе «Голубая Чашка» А. Гайдара два уровня конфликта – детский и взрослый).

Интересы детей всегда выходили за пределы произведений, им непосредственно адресованных, поэтому круг их чтения по­стоянно пополняется произведениями взрослой литературы. Воп­росы о законах и путях освоения детьми произведений взрослой литературы еще мало исследованы. Видимо, секрет перехода взрослых произведений к детям кроется в каком-то удачном соотношении прямо выраженного смысла и подтекста. Этот подтекст может быть не всегда и не во всем понятен, но он предчувствуется развивающимся сознанием.             

Рассмотрим функции детской литературы.

1. Воспитательная (книга обогащает ребенка духовно, нравственно, формирует внутренний мир ребенка, учит нормам и правилам человеческого общежития и т.д.). Во всех произведениях детской литературы так или иначе затронуты духовно-нравственные проблемы (начиная от произведений, предназначенных дошкольникам – н-р, В. Сутеева «Мешок яблок», «Кот-рыболов» и др., которые воспитывают в детях чувство сострадания, учат взаимопомощи, смекалке, правилам человеческого общежития, даже через призму аллегории, а стихи А. Барто: «Уронили мишку на пол…», Елены Благининой «Мама спит, она устала…», заканчивая психологической прозой для юношества А. Алексина, В. Крапивина, Ю. Яковлева, В. Железникова и др., которые раскрывают духовный мир подростка, показывают сложные взаимоотношения в молодежной среде, когда герою приходится сделать серьезный нравственный выбор).

2. Образовательная (книга – основа всякого учения, выступает спутником в процессе усвоения разного рода знаний). Из книг ребенок черпает исторические сведения, узнает о жизни детей других стран, знакомится с природой, животным миром, географией. Книга развивает речь (словарь, грамматический строй, связную речь, учит логично излагать свои мысли).

3. Коммуникативная (книга выступает собеседником, помогает понять себя самого, учит выражать свои мысли и чувства). Книга предугадывает наболевшие вопросы, отвечает на них: что такое дружба, любовь, добро, зло, честь, правда как в прямолинейной форме (н-р, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо») для маленьких, так и через призму психологической, лирической, философской прозы для юношества.

4. Эстетическая (воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности). Ребенок, который с малых лет воспитан на качественной литературе, без труда отличит хорошую книгу от ширпотреба, сможет по достоинству оценить стиль и художественное мастерство писателя.

5. Гедонистическая (функция наслаждения, удовольствия). Ребенок получает удовольствие от увлекательного сюжета, полнокровных образов, языка, стиля.

6. Риторическая (побуждает дар сочинительства). Прочитав книгу, ребенок заряжается эмоционально, ему не хочется расставаться с полюбившимися героями, он начинает придумывать продолжение истории или, насладившись стихами любимых поэтов, сам берется за перо.

 

Существует несколько классификаций детской литературы

Классифицировать детскую литературу можно и по родам и по жанрам. Дет. литература представлена практически всеми жанрами, сложившимися во «взрослой» литературе. В соответствии с универсальным интересом растущего и развивающегося человека литература для детей и юношества энциклопедична, охватывает разнообразные отрасли знаний, отвечает своеобразным возрастным мотивам отношения чита­теля к ним, его нравственным, эстетическим потребностям и жизненным позициям. Она включает все виды и жанры лите­ратурного творчества: произведения художественной, научно-художественной, научно-популярной, публицистической ли­тературы; периодические, учебные, справочные издания, на­писанные, подготовленные специальнодля читателя опреде­ленного возраста, и те, которые он сам или руководители чте­нием (педагоги, библиотекари, родители) отбирают для его чте­ния. И в то же время есть наиболее предпочтительные для детей жанры, используемые чаще других. Так, в прозе – это сказки, рассказы, повести, в поэзии – стихотворения и песни. В драматургии – короткие пьесы, состоящие из одного-двух актов. Следует помнить о трансформациях обычных жанров – романа, повести, рассказа, поэмы, комедии, драмы и т.д. – когда они попадают в сферу литературы для детей. Так появляется, н-р, школьная повесть (А. Алексин, В. Железников, повесть нравственного урока, жанры исповедальной прозы, дневника («Дневник шута» Вяземского, философский роман для детей «Свадебный марш» В. Медведева). Влияние сказки на жанровую систе­му приводит к появлению различных жанровых модификаций – повесть-сказка, новелла-сказка, поэма-сказка и т.д. Нередко в конкретных произведениях для детей просматривается литературный синтез (на уровне одного произведения обнаруживаем черты школьной повести, сказки, фэнтези, повести нравственного урока – н-р, у В. Крапивина). Особенно ярко это явление проявило себя в литературе 60-80-х годов ХХ века. Кроме того, литература для детей и юношества включает в себя произведения народного творчества (фольклор). В определенные эпохи активизируется такое явление, как художественный синтез – присутствие в художественной ткани произведений жанровых составляющих музыкального произведения, живописной составляющей, элементов театрального и циркового искусства (Серебряный век – А. Ремизов, Л. Чараская «Сказки голубой феи» и др., 60-е гг. ХХ века – В. Крапивин «Журавленок и молнии», «Колыбельная для брата», В. Медведев «Свадебный марш», В. Железников «Чучело»).

Виды детской литературы определяются функцией книги. Нау­чно-познавательная литература подразделяется на учебно-позна­вательную (школьные учебники и пособия, словари, справочни­ки, энциклопедии и т. п.) и художественно-познавательную (очер­ки, рассказы, сказки, в образах раскрывающие объективное со­держание явлений природы). Так называемая этическая литерату­ра повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она в свою очередь делится на ска­зочно-фантастическую, приключенческую, художественно-истори­ческую, публицистическую литературы, а также на их производ­ные. Кроме того, существует развлекательная литература. Развлекательная литература находится в оппо­зиции по отношению к другим видам детской литературы и ближе всего стоит к детскому фольклору.

Практическая классификация детской литературы повторяет общепринятые возрас­тные этапы развития личности человека. Она построена на особенностях детской читательской психологии и периодиза­ции образовательного процесса: литература для дошкольников, младших школьников, учащихся средних классов. Литературу для старшеклассников называют подростково-юношеской. В каждой из этих групп есть более мелкие возрастные членения: 1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассмат­ривая книги, осваивают различные произведения литерату­ры (1-5); 2) дошкольный возраст, когда дети начинают овла­девать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в боль­шей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст (5-7); 3) млад­шие школьники — 7—10 лет; 4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет; 6) юно­шество — 16—19 лет.

В последние десятилетия в нашей стране активно развивается гендерное направление: произведения отдельно для девочек и мальчиков. Это справедливо. Для мальчиков и девочек при формировании круга чтения должна быть обозначена разная для тех и других доминанта. Мальчики предпочитают приключения, фантастику, исторические повести, художественную баталлистику, а девочки – лирические стихи, сказки, мелодраматические истории. И это естественно. Литература призвана воспитывать в мальчике мужчину, сильного и отважного, защитника Отечества, своих близких, а в девочке – мудрую женщину, хранительницу домашнего очага.

Вкус и возраст малень­ких читателей накладывает отпечаток на всю систему жанров в литературе для детей. Так, малыши предпочитают стихи и сказки, следом за лирикой осваивают прозу, а позже — и драматургию, вырастающую из детской игры и первых выученных стихов.

Каждое литературное произведение имеет своего читателя, и, скажем, прелестный «Винни-Пух» со всеми его ироничными и добрыми друзьями не будет в достаточной мере понятен малышу до 4-6 лет, не вызовет глубокого интереса, заостренного внимания у школьников после 4-5-го классов, хотя, возможно, и те, и другие, в первый раз познакомившись с этими героями, запомнят их надолго. Зато дети 6-8 лет, получив эту книгу, сумеют понять легкую иронию, глубокую доброту, звучащие в тексте, с интересом и волнением будут следить за развитием сюжета, сочувствуя героям и переживая за них. Они сумеют прожить с героями весь удивительный день, когда Винни отправится в гости, вместе с ним будут горевать и радоваться, смеяться и плакать; именно этих детей книга будет волновать, затронет их чувства и наиболее отчетливо запомнится им, влияя на отдельные стороны личности. А это значит, что книга наиболее полно выполнит задачи воздействия на читателя как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы. Эти ребята сумеют извлечь из повествования своеобразный опыт, получат уроки общения с другими, снисходительного отношения к слабостям товарищей, внимательности к их запросам, интересам, станут беспокоиться о тех, кто рядом, иными словами - поучатся добру и любви, которыми пронизана каждая строка сказки. И поймут это именно дети, находящиеся в том возрасте, в котором они готовы к восприятию подобного содержания.

То же можно сказать и о других книгах: в один возрастной период дети понимают достаточно полно заложенный в эти книги смысл, в другой возрастной период многое ускользает от внимания читателя либо потому, что он слишком мал, либо потому, что уже перерос» книжку. Так В. Сутеев не будет воспринят детьми школьного возраста, им будут скучны его сказки, а дошкольник и младший школьник не воспримет психологизм повестей А. Алексина.

Применительно к детской литературе можно выделить линейно-концентрический принцип чтения. К одним и тем же произведениям человек обращается и дошкольником, и школьником, но уровень его читательских возможностей вырастает вместе с ним (сказки Пушкина – о разных уровнях прочтения поговорим на занятии). Так маленьким он узнает произведение Киплинга «Маугли», однако потом еще неоднократно встречается с ней как с «Книгой джунглей» и начинает обращать внимание на такие места в тексте, которые мало что говорили его разуму в детстве, когда он сосредоточенно и увлеченно следил за приключениями Маугли. Взрослый читатель в этой книге усматривают в интересном еще и мудрое. Но уже в детстве такой линейно-концентрический подход, неоднократное чтение одного текста, позволяет ребенку впервые сделать важный вывод: художественное слово, как и произведение – живой организм, растущий, открывающийся чуткому восприятию.

Представление о том, какие именно произведения необходимы детям различных возрастных категорий, можно получить, опираясь на данные педагогики, психологии детского восприятия и других наук, изучающих личность ребенка.

Психология восприятия произведений художественной литературы детей разных возрастных групп имеет свои особенности.

От года до 3 лет - собственно младенчество. Это один из наиболее плодовитых, интенсивных периодов становления физических функций, психических свойств и процессов, первоначального накопления ребенком социального опыта. В этот период не только взрослые читают ребенку ту или иную книгу, но и сам ребенок играет с ней. Уже с двух-трех лет дети листают книгу, отыскивают знакомые картинки, делают вид, что читают текст, повторяя запомнившиеся после чтения-другого фрагменты. Так что само явление чтения становится знакомым человеку очень рано.

Следующий возрастной период охватывает детей от 3 до 6 лет. Его именуют ранним детством, временем перехода из младенчества в детство. Однако уже в самом начале этого периода детства ребенок проявляет самый активный интерес к книге. В этот период особенно развито в детях чувство любопытства, они часто задают вопросы типа «Отчего?», «Почему?», «Откуда?», «Кто?», «Какой?». Конечно, этих детей может увлечь книжка, построенная так, чтобы ребенок получал ответы на свои вопросы. В основе построения такой книжки - диалог взрослого с ребенком.

Период от 6 до 8 лет психологи называют периодом собственно детства. В этом возрасте детей интересуют происхождение животных, растений, объектов и событий, с которыми они сталкиваются в обыденной жизни, устройство различных вещей. Именно сейчас дети могут задавать вопросы, ответы на которые позволяют понять, зачем и почему происходят различные процессы. Но ребенок уже не только стремится понять это, у него появляется желание оценить, хорошо или плохо, правильно это или неправильно то, что он видит вокруг. По сути, это говорит о том, что начинает формироваться духовный мир с системой оценочных критериев личности.

Периодом зрелого детства считается период от 9 до 11 лет, обозначенный в педагогике как предподростковый. Происходит накопление физических и духовныхсил - своего рода переход к отрочеству. В это время развивается познавательная и общественная активность, появляется интерес к истории. Художественную литературу читатели воспринимают как живую реальную жизнь, героев литературных произведений - как живущих где-то, существующих на самом деле людей. Ребенок ощущает себя не наблюдателем, а непосредственным участником всего происходящего.

Отроческий, или подростковый, период детства охватывает время от 11 до 14 лет.В 12-13 лет в школьниках развивается самосознание, стремление к самооценке, к определению своего места в мире, собственной значимости. Действительность для них уже не просто внешняя жизнь, за которой можно наблюдать, это уже сцена, на которой приходится действовать самому. Отсюда интерес к нравственным вопросам, размышления о любви, счастье, дружбе. Отсюда же и интерес к деятельности конкретных исторических лиц - тех, кто развивал науку, совершал подвиги, которые вошли в историю. У подростков 14 лет наблюдается возрастание социальной, гражданской активности, стремление к поиску нравственного идеала.

Охотнее всего ребята читают приключенческую, военную, так называемую героическую, литературу, причем к 14 годам резко начинают различаться интересы мальчиков и девочек, и поэтому у них определяется круг собственных тем и любимых героев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: