Анализ жилищной политики города федерального значения Москвы

Город Москва – столица и автономный субъект Российской Федерации со статусом города федерального значения. Она является административным центром Центрального федерального округа (ЦФО), а также территориальным и формальным центром Московской области, в состав которой не входит. Площадь города – 2561,5 км2. Правовое положение города Москвы определяется Уставом города Москвы, утвержденным Московской городской Думой 28 июня 1995 года[23]

Законодательную власть в городе реализует Московская городская дума, состоящая из 45 депутатов, исполнительная власть принадлежит мэру и правительству города Москвы. Управление на местах реализуется с помощью 11 префектур, объединяющих районы Москвы в административные округа по территориальному признаку (префектура Центрального, Западного, Северо-западного административных округов и т.д.), и 125 районных управ (например, управа района Кунцево города Москвы).

В столице расположены органы государственной власти Российской Федерации, а также региональные органы Москвы и Московской области, посольства и представительства зарубежных стран, штаб-квартиры крупных международных корпораций и общественных объединений. Москва является крупным транспортным узлом страны, здесь находятся 6 аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов и 3 речных порта, линии метрополитена.

Москва – самый населенный город России и Европы. Численность населения по данным на начало 2020 года составляет 12 678 079 чел. Анализ рынка труда представлен в Приложении 17.

 

Представленные данные носят официальный характер, при этом по оценкам экспертов в Москве дополнительно проживают свыше миллиона незарегистрированных мигрантов[24]. Динамика валового регионального продукта г. Москвы представлена в Приложении 18. Таким образом, ВРП города Москвы в 2019 году составило 177,6 триллионов рублей и имеет тенденцию к возрастанию.

Таким образом, Москва является крупным финансовым деловым центром, который осуществляет управление значительной частью экономических процессов в масштабах всей страны. В столице России находятся почти половина всех российских банков, кроме того почти все крупные компании зарегистрированы в Москве и имеют в столице центральные офисы. При этом само производство может находиться за сотни и тысячи километров от столицы.

Динамика жилищного фонда города Москвы по данным за последние 10 лет наглядно представлена в Приложении 19. Жилищный фонд Москвы включает в себя старый фонд и новостройки, новые жилые комплексы и микрорайоны. В соответствии с данными сервиса Дом.МинЖКХ[25] в Москве существует 32 159 домов, относящихся к категории старого фонда, новостроек, новых жилых комплексов и микрорайонов. Общая площадь жилого фонда по данным на конец 2019 года – 245,0 млн.м2.

В среднем на одного жителя приходится 19,3 м2 жилой площади. Для сравнения, средняя обеспеченность жильем в России составляет 24 м2/чел., в Чехии – 39 м2/чел., в Германии – 45 м2/чел., в США – 75 м2/чел. [26] Таким образом, уровень обеспеченности населения жильем в столице значительно отстает от других государств и остается одной из самых низких в России Структура жилищного фонда города федерального значения Москвы по году постройки наглядно представлена в Приложении 20.

Таким образом, в структуре жилого фонда города Москвы преобладают дома 1960 – 1979 года постройки. На их долю в совокупности приходится 47,2% всех жилых строений столицы. По данным за 2019 год в Москве было построено 108 новых домов, включающих в себя 31420 квартир. Совокупная жилая площадь построенных домов – 1 919 814 м2.

Структура жилищного фонда города Москвы по признаку этажности представлена в Приложении 21. Таким образом, подавляющее большинство строений в Москве имеют от 6 до 9 этажей, при этом в столице сохраняется множество пятиэтажных домов. По программе реновации, запущенной Правительством Москвы в 2017 году, планируется снос советских пятиэтажек с последовательной заменой их на высокие строения. Правовой основой реновации жилищного фонда стал Закон г. Москвы от 17 мая 2017 г. №14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»[27].

Всего в программу было включено 5174 дома. Формально указанные дома вошли в программу реновации по заявкам местных жителей, однако в реальности многие подписи в поддержку проекта были собраны не совсем законными методами. В жилищный фонд Москвы по данным за 2019 год входит 4526,5 тысяч квартир средней площадью 56,9 кв.м. На одну квартиру в среднем приходится 3 человека[28].

Уровень благоустройства жилого фонда Москвы представлен в Приложении 22. Таким образом, жилой фонд города Москвы имеет высокую степень благоустройства. Отсутствие газа более чем в половине домов связано с тем, что московские новостройки в настоящее время оснащаются в основном электрическими плитами. Правовое основание данной замены заложено в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[29], определяющим порядок подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Во исполнение данного закона были приняты своды правил, регламентировавшие, в частности, вопросы установки газового оборудования в домах различной высотности. В настоящее время действуют следующие своды правил строительства:

§ СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»[30];

§ СП 402.1325800.2018 «Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления»[31];

§ СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»[32];

§ СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе»[33].

Представленные своды правил не ограничивают газификацию многоэтажных жилых домов, но устанавливают ряд дополнительных требований к обеспечению безопасности при установлении газового оборудования в многоквартирных домах высотой свыше 28 метров (9 этажей), причем для реализации данного проекта дополнительно требуется согласование с МЧС и прочими государственными органами. В этих условиях газификация большинства новых московских квартир является нерентабельной.

Техническое состояние объектов жилищного фонда Москвы оценивается в соответствии с положениями Закона города Москвы от 7 апреля 2004 года №21 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы»[34]. Характеристика технического состояния жилого фонда Москвы представлена в Приложении 23.

Таким образом, состояние жилищного фонда Москвы в основном является удовлетворительным, высокая степень износа характерна для 12,8% жилья, при этом 8,5% домов признаются ветхими.

Управление жилищным фондом города федерального значения Москвы реализуется в соответствии с Законом г. Москвы от 27 января 2010 г. №2 «Основы жилищной политики города Москвы» (далее – закон «Основы жилищной политики города Москвы»)[35]. В соответствии со ст.1 данного документа органы государственной власти города Москвы поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Закон также устанавливает основные цели и задачи жилищной политики столицы, в том числе: повышение доступности приобретаемого жилья, создание условий для осуществления гражданами права на жилище, содействие в улучшении жилищных условий, создание условий для эффективного функционирования рынка жилой недвижимости.

Для реализации данных целей в городе принята и действует государственная программа города Москвы «Жилище»[36], включающая в себя следующие подпрограммы (Приложение 24).

Совокупный объем финансирования программы за период с 2017 по 2021 годы составляет 2 589 млрд руб. и включает в себя финансовые ресурсы из бюджета города Москвы (1 021 млрд руб.), федерального бюджета (3,5 млрд.руб.), средств юридических и физических лиц (1 565 млрд руб.)[37].

Одним из направлений в рамках государственной программы города Москвы «Жилище» является предоставление жилых помещений лицам, состоящим на жилищном учете.

В главе 4 закона «Основы жилищной политики города Москвы» устанавливается правовой статус жилищного фонда города Москвы и порядок предоставления гражданам относящихся к нему жилых помещений. В структуру жилищного фонда в собственности города Москвы входят следующие виды жилых помещений (Приложение 25).

Жилищный фонд социального использования города Москвы предназначен для передачи жилых помещений лицам, состоящим на жилищном учете, по договорам социального найма. Жилые помещения из фонда коммерческого использования предоставляются гражданам по договорам коммерческого найма, а также могут быть переданы в собственность по договорам купли-продажи и мены, в том числе с использованием таких инструментов как рассрочка и ипотечное кредитование.

Специализированный жилищный фонд позволяет безвозмездно обеспечить жилищные потребности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, москвичей пожилого возраста, отказывающихся от проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания. Помещения специализированного жилищного фонда также могут предоставляться командированным должностным лицам, детям-сиротам переселенцам, беженцам и иным лицам, указанным в федеральном и региональном законодательстве.

Рассмотрим количественные характеристики мероприятий по улучшению жилищных условий населения, реализованных за счет регионального жилищного фонда при содействии Правительства Москвы (Приложение 26).

Таким образом, число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилищных условиях за последние 10 лет сократилось более чем в два раза, что обусловлено в основном ужесточением требований к данной категории граждан. При этом число семей, фактически получивших жилье и улучшивших жилищные условия, в 2010 году составляло 8,0% от всех состоящих на учете, а к 2019 году данный показатель сократился до 4,1%, что свидетельствует о недостаточной эффективности жилищной политики города федерального значения Москвы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: