Проблема стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии

 

В настоящее время актуальной проблемой является поддержание психического здоровья и развитие стрессоустойчивости у современного человека. Важно улучшить свойство стрессоустойчивости человека, который не только предотвращает возникновение заболеваний, улучшает здоровье, но и улучшает себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Проблема стрессоустойчивости рассматривается в отечественной психологии у таких авторов как Б.Г. Ананьев, В. А. Абабков, Л.И. Анциферова, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, Н. Е. Водопьянова, Л. А. Китаев-Смык, М. М. Козловская, Т. С. Кабаченко и другие авторы.

В зарубежной психологии такие вопросы, как стрессоустойчивость и совладание с поведением, рассматривались учеными как С. Вулф, Дж. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, В. Люте, К. Маккей, Г.Селье и другие.

Рассматривая концепцию стресса, Г. Селье дал следующее определение: «стресс – это состояние общего напряжения организма, возникшее вследствие воздействия чрезвычайного раздражителя (стрессора)»[50, с..25]. Он выделяет три стадии развития стресса:

1) стадия тревоги; 

2) стадия адаптации;

3) стадия истощения.

Продолжение теории Г. Селье - теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, в основе которой лежит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс - это реакция организма на внутренние и внешние процессы, при которых физиологические и психологические способности нагружаются до уровня, близкого к пределу или превышающего его. Различия между физиологическим и эмоциональным стрессом в этой теории объясняются прямым воздействием неблагоприятных факторов на организм во время физиологического стресса и косвенными (через учет отношения человека к ситуации) неблагоприятными эффектами во время эмоционального стресса.

Возможно сделать вывод, что устойчивость к стрессу (стрессоустойчивость) является основным компонентом стресса, это неспецифическая реакция организма, которая, независимо от причин стресса, имеет свои собственные паттерны развития. Существует много определений стрессоустойчивости, мы сосредоточимся на некоторых из них.

Л.М. Аболин [1] пишет, что эмоциональная устойчивость есть: «…интегральное качество личности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели…». По его мнению, стрессоустойчивость – это комплексное свойство. 

Б.Х. Варданян пишет, что стрессоустойчивость: «...можно более конкретно определить, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности..» [13, с. 542].

В исследованиях О.В. Лозгачева стрессоустойчивость понимается как: «…комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности…» [20].

Остановимся на определении понятия, которое предлагает П.Б. Зильберман: «…интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [19, с.20].

Поэтому можно сказать, что стрессоустойчивость - это сложное, многоуровневое качество личности, которое сочетает в себе весь спектр навыков и широкий спектр различных явлений.

Из чего можно сделать вывод, что стрессоустойчивостью обладают физически здоровые, с активным образом жизни, адекватной самооценкой и низким уровнем тревоги. Наличие стресса в основном характерно для пассивных, зависимых людей, склонных к депрессии и ипохондрических лиц, с высоким уровнем тревоги.

В заключение можно сделать вывод, что такое явление, как стрессоустойчивость, в первую очередь рассматривается как характеристика, которая влияет на успех конкретной деятельности. Она состоит из определенных личностных характеристик и комбинации связанных компонентов, таких как: психофизиологический; мотивации; эмоционально сильная воля; информативно и интеллектуально, что позволяет вам переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для вашей личности и окружающих.

Поэтому мы можем сделать вывод, что необходимо улучшить эти компоненты, чтобы развить устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость формируется в деятельности, а стрессоустойчивость учащегося формируется в учебной деятельности. Поэтому важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы решить проблему развития стрессоустойчивости вместе со снижением уровня конфликтности в образовательной деятельности.

Итак, изучив научную психологическую литературу, можно сделать следующий вывод, что существует множество причин, которые могут привести к возникновению стресса в жизни студента. В свою очередь, стресс приводит к различным последствиям, негативно отражающимся на состоянии здоровья студентов. Таким образом, обобщая результаты анализа теоретического материала, мы можем говорить о том, что:

1. Стресс – «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах»;

2. Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). Стессоустойчивость – «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности»;

3. Механизмами психологической адаптации человека в условиях стресса являются копинг-стратегии. Выделяют несколько уровней обобщенности того, что делает индивид, чтобы преодолеть стресс: копинг действия, копингстратегии, копинг-стили, копинг-поведение;

4. Учебный стресс – это состояние, которое характеризуется сильным перенапряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: