УМК «Школа России» М1М ч1 с43

Методика обучения младших школьников решению уравнений

Особое внимание в начальных классах уделяют решению уравнений, хотя решение уравнений является основным лишь в средней школе. В начальной школе осуществляется первичное ознакомление с уравнениями и способами их решения. Поэтому в учебнике Н.Б. Истоминой эта тема вводится в конце 4 класса, а по программе М.И. Моро и И.И. Аргинской – во 2 классе.

В курсе математики начальных классов уравнение рассматривается как истинное равенство, содержащее неизвестное число.

Термин «решение» употребляется в двух смыслах: обозначает число (корень), при подстановке которого уравнение обращается в верное равенство, так и сам процесс отыскания такого числа, то есть способ решения уравнения.

Ответ на вопрос когда целесообразно знакомить детей с уравнением – в первом, во втором или третьем классе, неоднозначен.

Одна точка зрения – познакомить с уравнениями как можно раньше и в процессе их решения осуществлять работу по усвоению детьми правил о взаимосвязи компонентов и результатов действий. (М.И. Моро и И.И. Аргинская)

Другая точка зрения – приступать к решению уравнений после того, как учащиеся усвоят необходимую терминологию и те правила, которыми они будут пользоваться для решения уравнений.

Н. Б. Истомина разделяет вторую точку зрения. Это обусловлено тем, что для осознания связи между компонентами и результатами действий необходимо опираться на предметную деятельность.

В противном случае при решении уравнений мы вынуждены идти через образец и большое количество тренировочных упражнений. Это приводит к тому, что учащиеся, решая уравнения, часто руководствуются не общим способом действий (правилом), а внешними признаками.

Методика обучения решению уравнений проходит в несколько этапов:

1. Подготовительный этап начинается в первом классе. Учащиеся переходят к действиям над числами и выполняют задания, связанные с нахождением неизвестного числа в «окошке», например (по программе УМК «Школа России» 1 класс, 1 часть учебника М.И. Моро):

УМК «Школа России» М1М ч1 с63

Дети находят число либо подбором, либо на основе знаний состава числа, либо на основе зависимости между компонентами и результатом действия.

На данном этапе учителю необходимо включать в устные упражнения следующие задания:

-   Сколько надо вычесть из 3, чтобы получилось 2?

-   Сколько надо прибавить к 4, чтобы получилось 6?

- Подготовительную работу к решению уравнений мы можем наблюдать при выполнении действий с предметами, например:

УМК «Школа России» М1М ч1 с43

Так же действия с окошечками используются и при решении задач, например:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: