Лекция 1. Тема: «Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина»
1.М.Е. Салтыков-Щедрин и наша современность.
2.Утверждение реализма в творчестве М.Е. Салтыкова в 1840-50-е гг. «Губернские очерки» - первый щедринский сатирический цикл. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о «Губернских очерках».
3.Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 1860-х гг. Циклы «Помпадуры и помпадурши» и «Господа ташкентцы». Публицистика сатирика. Хроника «Наша общественная жизнь».
4.Щедринский апокалипсис «История одного города» (1869-1870).
5.Проблема общественного романа в творчестве Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлевы» - как новый тип социально-психологического романа. Трагедия «проснувшейся» совести в романе.
6.Особенности художественного метода в «Сказках» Щедрина.
Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции.
Содержание и значение творчества М.Е. Салтыкова (Н. Щедрина), писателя-сатирика, публициста и литературного критика может быть осмыслено при условии понимания своеобразия его творческой и мировоззренческой позиций.
|
|
М.Е. Салтыков вошел в русскую литературу как великий сатирик. Его сатира – это «выдающееся явление искусства» (С. Макашин), возникшее на основе созданного писателем гротескно-реалистического художественного мира. По своей внутренней природе искусство сатиры драматично, оно требует величайших духовных затрат и духовной же стойкости от самого художника, ведь его творчество становится своеобразным мерилом нравственного здоровья общества.
М.Е. Салтыкова мы с полным основанием можем назвать представителем высокой сатиры, демонстрирующим духовный взлет национальной литературы. В своем творчестве он пытался осмыслить глубинные основы уродливой жизни современного общества и был глубоко убежден, что начинать надо с нравственного оздоровления общества. Через все творчество Салтыкова-Щедрина проходит тема «совести», как единственного, по мнению писателя, регулятора социальной и духовной жизни общества.
Салтыков выступил художником-новатором в области жанра, языка, способов типизации жизненного материала. Он создает новую жанровую форму цикл очерков в русле эстетики «натуральной школы” (“Губернские очерки” (1856 г.). Здесь впервые художественно развернулась его «концепция» русской жизни – демократизм; появились три важнейших образа, присутствующих впоследствии в произведениях писателя (народ, чиновники и помещики-дворяне); возник такой принцип циклизации, как построение портретных галерей; здесь мы впервые встречаемся и с приемами зоологических уподоблений, с характерными щедринскими словами и оборотами речи.
|
|
В 1850-1860-х гг. Салтыков создает своеобразную сатирическую энциклопедию русской жизни, работая над произведениями «Господа ташкентцы», «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе», «Помпадуры и помпадурши», «Наша общественная жизнь» и др.
Обращаясь к изучению поэтики М.Е. Салтыкова-Щедрина (работы А.С. Бушмина, Д.Николаева и др.), следует обратить внимание на индивидуальность поэтического стиля писателя, на сочетание и пересечение в нем поэтики сатирической (которой свойственны особенности, присущие сатире как особому виду литературы и искусства) и поэтики реалистической (в которой выражены принципы определенного творческого метода писателя). Поэтика М.Е. Салтыкова уникальна и неповторима. Своеобразие её в том, каким образом познаются предмет или явления действительности. Гораздо шире, чем его предшественники, Щедрин использовал такие формы и приемы, как гипербола, фантастика, гротеск, что давало ему возможность довести определенную жизненную тенденцию «до всех тех последствий», какие она может из себя выделить.
С 1868 года начинается зрелый и наиболее плодотворный период литературной и общественной деятельности писателя. Наряду с такими известными произведениями как «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке», «Современная идиллия», «Пошехонская старина» и др., написанными в эти годы, Щедрин создает книгу колоссальную по своей дерзости и широте – сатиру, венчающую его художественные искания 1840-1850-х гг. – «Историю одного города» (1868). Книга имеет сложное строение. Написанная в виде летописи, она отражает все тенденции современного Салтыкову самодержавного строя, более того, любой самообожествляющей себя власти. Автор широко использует сатирический гротеск и вырабатывает приемы (сочетания несочетаемого, прием исторических проекций и совмещений и прием анахронизма), позволяющие создать ему сатирические образы глуповской власти, глуповцев и образ города. Присутствие в финале страшных пророчеств было необходимо автору для художественного воплощения его предостережения: власть, доведенная до абсолюта, может стать первопричиной бессознательно совершившегося самоубийства человечества.
Обращаясь к роману «Господа Головлевы» (1880), важно обратить внимание на тему семейного распада, за которым угадывался распад общественный. Тема была актуальна в русской литературе той поры («Подросток»- 1875, «Братья Карамазовы» - 1879-1880 Ф.М. Достоевского, «Анна Каренина» - 1877 Л. Толстого). В этот период в творчестве Салтыкова углубляется психологическое содержание, появляются новые формы проникновения во внутренний мир человека. Генеральной темой книги явилась все углубляющаяся в творчестве писателя тема «пропавшей совести», духовного омертвения, трагически раскрывающаяся на страницах романа, прежде всего, в образах Арины Петровны и Иудушки. Роман «Господа Головлевы» - это попытка писателя создать новый, «общественный» роман, роман-хронику.
Изучение творчества Салтыкова-Щедрина заканчивается обращением к его «С казкам». Это итоговое произведение писателя, над которым он работал начиная с 1869 года (в основном сказки писались с 1882 по 1886 гг). В него вошли все основные сатирические темы и мотивы его творчества. В своих сказках Щедрин выступает как писатель-новатор, он развивает заложенное в них сатирическое содержание, разрабатывает «эзопов язык» включающий поэтическую гиперболу, гротеск, реалистическую фантастику, сатирическое иносказание, использует метод психологического анализа.
При изучении темы и освоении художественного материала важно иметь четкое представление об этапных произведениях писателя; разбираться в системе иносказательных приемов, используемых Щедриным, приводить примеры.
|
|
Опорные слова: сатира, высокая сатира, ирония, сарказм, писатель-сатирик, очерк, цикл очерков, общественный роман, хроника, летопись, архивариус, выморочный, «умертвия», «эзопов язык» гипербола, гротеск, реалистическая фантастика, сатирическое иносказание, аллегория.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте общественно-политические взгляды М.Е. Салтыкова-Щедрина и основные этапы его творчества.
2. В чем своеобразие журнальной деятельности писателя?
3. В чем жанровое своеобразие произведений писателя? Каковы причины тяготения художественного мира М.Е. Салтыкова к циклизации и хронике, особенности очерковой формы в творчестве писателя?
4. Идейно-художественное своеобразие «Истории одного города». Злободневные вопросы и обобщающий смысл произведения.
5. Как воплощается в романе «Господа Головлевы» тема духовного омертвления? Каковы итоги книги?
6. Охарактеризуйте фольклорные и литературные источники сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, единство злободневных и вечных вопросов в них, своеобразие и значение «эзопова» языка».
7. Выявите основные темы, принципы и приемы сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Основная рекомендуемая литература:
1. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3 ч.
2. Ч. 3. 1870-1890-е годы. М., 2008. (раздел о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина)
3. А.П. Ауэр. М.Е. Салтыков-Щедрин. – В кн.:
4. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы:
5. Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. – 2-е изд., испр. – М. 2006. С.258-292.
6. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.
7. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути, 1860-1870-е гг. М.,
1984. (особенно важны стр. 435-446)
8. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.
9. Николаев Д.П. "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971. С. 185-300.
10.Покусаев Е.И. "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.