Порядок выполнения работы

Поперечная устойчивость машин на косогоре определяется способностью находится на нем (двигаться или стоять) без соскальзывания или опрокидывания. Количественно поперечную устойчивость можно оценить с помощью двух коэффициентов ко­эффициента сцепления движетеля с опорной поверхностью в по­перечном направлении φy и коэффициента поперечной устойчивости ν поп.

В момент потери моделью поперечной устойчивости на нее действуют следующие силы (рис. 5): Gа - вес модели, Н; GH-нормальная составляющая веса, Н; Gy - поперечная составляющая силы веса, Н; Pсц-поперечная силы сцепления движетелей (колес, гусениц) модели с опорной поверхностью, Н.

Соотношения между этими величинами выражаются уравнениями:

               (14)

В случае соскальзывания модели с наклонной поверхности

                        (15)

После исключения веса модели Ga. и в случае опрокидыва­ния модели

, где β - угол поперечного наклона опорной поверхности; hg– высота центра тяжести модели; ν поп - коэффициент поперечной ус­тойчивости.

Соотношения (14) и (15) позволяют определить порядок выпол­нения лабораторной работы.

 

Рис.5 Определение поперечной устойчивости автомобиля

 

1. Взвесить модель незагруженной.

2. Определить высоту центра тяжести модели незагруженной спо­собом, описанным в лабораторной работе №1.

3. Проделать то же с различными грузами и занести данные в таб­лицу результатов испытаний.

4. Установить на стол с изменяемым углом наклона площадку из стекла в горизонтальном положении, а на нее модель парал­лельно оси вращения опорной площадки.

5. Постепенно, вращая винт регулировки наклона опорной площад­ки стола, увеличивать угол наклона до тех пор, пока не про­изойдет потеря его поперечной устойчивости (соскальзывание или опрокидывание).

6. Замерить угол βнаклона опорной поверхности в момент по­тери моделью поперечной устойчивости и занести результаты занести в табл. 4.1.

7. Проделать то же самое для другой площадки (стальной, пластмассовой, резиновой и т.п.) при других значениях высоты центра тяжести модели hg.

8. Величины дополнительных грузов и тип покрытия опорной по­верхности задается преподавателем.

9. Вычислить по уравнениям (14) и (15) (в зависимости от того, какой вид потери поперечной устойчивости произошел: опро­кидывание или соскальзывание) величину νпопили φy   и сравнить их с данными, приведенными в табл.4.2.

10. По результатам опытов построить зависимость νпоп = f(hg, B) или φy = f(hg).

 

Табл. 4.1

 

№ опыта Тип покрытия Вес моделя Ga, Н Высота центра тяжести hg, мм Ширина колеи В, мм βmax ν поп φy

 

Табл. 4.2

 

Модель ν поп β0 φy
Легковой автомобиль 0,9…1,2 450…500 0,9…0,6
Грузовой автомобиль 0,55…0,8 290…400 0,8…0,4
Автобус 0,55…0,8 270…330 0,85…0,5

 

По результатам измерений строим график зависимости ν поп, φy от hg                     

 

Лабораторная работа № 5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: