Поперечная устойчивость машин на косогоре определяется способностью находится на нем (двигаться или стоять) без соскальзывания или опрокидывания. Количественно поперечную устойчивость можно оценить с помощью двух коэффициентов коэффициента сцепления движетеля с опорной поверхностью в поперечном направлении φy и коэффициента поперечной устойчивости ν поп.
В момент потери моделью поперечной устойчивости на нее действуют следующие силы (рис. 5): Gа - вес модели, Н; GH-нормальная составляющая веса, Н; Gy - поперечная составляющая силы веса, Н; Pсц-поперечная силы сцепления движетелей (колес, гусениц) модели с опорной поверхностью, Н.
Соотношения между этими величинами выражаются уравнениями:
(14)
В случае соскальзывания модели с наклонной поверхности
(15)
После исключения веса модели Ga. и в случае опрокидывания модели
, где β - угол поперечного наклона опорной поверхности; hg– высота центра тяжести модели; ν поп - коэффициент поперечной устойчивости.
Соотношения (14) и (15) позволяют определить порядок выполнения лабораторной работы.
Рис.5 Определение поперечной устойчивости автомобиля
1. Взвесить модель незагруженной.
2. Определить высоту центра тяжести модели незагруженной способом, описанным в лабораторной работе №1.
3. Проделать то же с различными грузами и занести данные в таблицу результатов испытаний.
4. Установить на стол с изменяемым углом наклона площадку из стекла в горизонтальном положении, а на нее модель параллельно оси вращения опорной площадки.
5. Постепенно, вращая винт регулировки наклона опорной площадки стола, увеличивать угол наклона до тех пор, пока не произойдет потеря его поперечной устойчивости (соскальзывание или опрокидывание).
6. Замерить угол βнаклона опорной поверхности в момент потери моделью поперечной устойчивости и занести результаты занести в табл. 4.1.
7. Проделать то же самое для другой площадки (стальной, пластмассовой, резиновой и т.п.) при других значениях высоты центра тяжести модели hg.
8. Величины дополнительных грузов и тип покрытия опорной поверхности задается преподавателем.
9. Вычислить по уравнениям (14) и (15) (в зависимости от того, какой вид потери поперечной устойчивости произошел: опрокидывание или соскальзывание) величину νпопили φy и сравнить их с данными, приведенными в табл.4.2.
10. По результатам опытов построить зависимость νпоп = f(hg, B) или φy = f(hg).
Табл. 4.1
№ опыта | Тип покрытия | Вес моделя Ga, Н | Высота центра тяжести hg, мм | Ширина колеи В, мм | βmax | ν поп | φy |
Табл. 4.2
Модель | ν поп | β0 | φy |
Легковой автомобиль | 0,9…1,2 | 450…500 | 0,9…0,6 |
Грузовой автомобиль | 0,55…0,8 | 290…400 | 0,8…0,4 |
Автобус | 0,55…0,8 | 270…330 | 0,85…0,5 |
По результатам измерений строим график зависимости ν поп, φy от hg
Лабораторная работа № 5