Преемственность поколений федеральных государственных образовательных стандартов

Понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании». Обязательность принятия ФГОС была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года. Статья 43, п. 5: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:

- структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;

- общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;

- общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;

- академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;

- общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

- порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;

- правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Стандарты высшего образования 2 поколения утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами;

В стандартах 2 поколения результаты образования формулировались в терминах знаний, умений и навыков.

Переход к компетентностной модели образования начал осуществляться с введением стандарта ФГОС высшего профессионального образования 2009 года.

Стандарты 3 поколения (ФГОС ВО3+, ФГОС ВО 3++) утверждаются с 2013 года до настоящего времени. Согласно данным стандартам, требования к выпускнику, освоившему образовательную программу, выражены в сформированности трех видов компетенций – общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных. ОК характеризуют такие способности профессионала в любом виде деятельности как способность аналитически мыслить, критически оценивать, аргументировано выстраивать собственную позицию, включаться во все виды коммуникаций, организовывать сотрудничество. Профессиональные компетенции суть предметно-специализированные компетенции, несущие контекст конкретной профессиональной деятельности, определяют конкурентоспособность специалиста. ОПК отражают набор основополагающих профессиональных способностей, знаний и умений профессионала, являющихся инвариантом для любой профессиональной деятельности. Овладение ОПК определяет широту профессионального трудоустройства, следовательно, в профессиональной подготовке бакалавра их формированию необходимо уделять пристальное внимание[1].

 

Рисунок 1 − Эволюция стандартов в образовании

 

Анализ ОПК ФГОС ВО 3++ свидетельствует, что при переходе от стандарта ФГОС ВО 3+ к стандарту ФГОС ВО 3++ наблюдается преемственность определений и характеристик ОПК для одних направлений подготовки, например, 08.03.01 «Строительство», и изменения для других.


 

 

Таблица 1 − Характеристика общепрофессиональных компетенций по ФГОС ВО и ФГОС ВО 3++

Область образования Направление подготовки Формулировка ОПК ФГОС 3++ Формулировка ОПК ФГОС ВО Выпускник должен обладать следующими ОПК

Инженерное дело, технологии и технические науки

08.03.01 Строительство

ОПК-2. Способен вести обработку, анализ и представление информации в профессиональной деятельности с использованием информационных и компьютерных технологий ОПК-6. Способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
ОПК-3. Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ОПК-8. Умением использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности

Здравоохранение и медицинские науки

33.05.01 Фармация

ОПК-1. Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов ОПК-7. Готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач; ПК-10.Способностью к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов
ОПК-5. Способен оказывать первую помощь на территории фармацевтической организации при неотложных состояниях у посетителей до приезда бригады скорой помощи ОК-7. Готовностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

35.03.06 Агроинженерия

ОПК-3. Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов; ОПК-8. Способностью обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы
ОПК-5. Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности ОК-3. Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности ПК-14. Способностью проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов и применять элементы экономического анализа в практической деятельности

Науки об обществе

42.03.01 Реклама
и связи с общественностью

ОПК-1. Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем ОПК-3. Базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга
ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования ОПК-1. Способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах ОПК-4. Умением планировать и организовывать под контролем коммуникационные кампании и мероприятия ПК-9. Способностью проводить маркетинговые исследования
ОПК-6. Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии ОПК-6. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

 


 

Так, для направления 33.05.01 «Фармация» согласно стандарту ФГОС ВО 3++, ОПК-1 «Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов» включает ОПК-7 «Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач» и ПК-10 «Способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов» стандарта ФГОС ВО3+, а для направления 35.03.06 Агроинженерия согласно стандарту ФГОС ВО 3++, ОПК-5. «Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности» включает общекультурную компетенцию–3. «Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности» и профессиональную компетенцию–14. «Способность проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов и применять элементы экономического анализа в практической деятельности» стандарта ФГОС ВО3+. Такие разночтения встречаются и в других направлениях подготовки, что необходимо учитывать при формировании оценочных средств для проведения независимой оценки уровня сформированности ОПК по данным направлениям подготовки.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: