Становление американской политико-правовой мысли

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История политических и правовых учений»

на тему «Политические и правовые учения в США во второй половине 18 -начале 19в.»

 

 

Выполнил: О.А. Оборина, студент 1-го курса магистратуры заочной формы обучения юридического факультета,

группа Юм05/1906

Проверил:: Р.В. Шагиева, профессор

кафедры, доктор юрид. наук, профессор

 

Оценка:

__________________________________

Подпись

__________________________________

«» _______________ 2020 г.

 

Люберцы

2020


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

Становление американской политико-правовой мысли. 5

Политические взгляды Б. Франклина. 9

Политико правовые идеи Т. Пейна. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 17

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Политические и правовые воззрения североамериканских колоний формировались под влиянием разгорающегося конфликта колоний и метрополии (Англии), который вылился в освободительную войну 1775–1783 гг. Колонисты-пуритане, переселенцы из Западной Европы, стремились найти в Америке и обустроить "землю обетованную", т.е. место на земле, где можно жить в полном согласии с заповедями первых христиан: иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда, быть трудолюбивыми и дисциплинированными. Однако тираническая политика английских монархов, подавлявших права и свободы колонистов, в том числе и свободу совести, облагавших переселенцев непомерными поборами и налогами, привела к вооруженному конфликту Англии и североамериканских колоний. В результате этой войны возникли США как независимое государство.

Политические и правовые учения в США отличались прагматической ориентированностью, поскольку страна стремилась решить практические задачи, стоявшие перед обществом. Если европейская политическая и правовая мысль была занята обоснованием неизбежности альтернативных феодальным и монархическим форм государственности, установление которых было во многом делом будущего и которые носили характер абстрактного политического идеала, то американские политические мыслители столкнулись с безотлагательными вопросами создания новой государственности, опираясь на опыт самоуправления штатов. Европейская и американская политико-правовые школы с XVIII в. развивались в разных направлениях. В Западной Европе доминировали преимущественно абстрактные теории, в го время как в США были заняты поиском необходимых политических институтов, которые, с одной стороны, делали бы правительство подотчетным гражданскому обществу, а с другой стороны, исключали возможность непосредственного, прямого влияния граждан на принятие политических решений.

Цель данного исследования — раскрыть сущность политических и правовых учений в США.

 

 



Становление американской политико-правовой мысли

В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода – пуританский (до второй половины 18 в.) и просветительский (со второй половины 18 до последней четверти 19 в.).

При всем несовпадении интересов и соц.статуса представителей первых поселенческих общин колонистов их объединяло поначалу желание обрести здесь «землю обетованную» и построить «новый Израиль» в полном согласии с заповедями первых христиан – иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и т.д. Однако под воздействием соц.неравенства и размежеваний на религиозно-идейной почве эти устремления получили здесь самые различные истолкования. Одним из источников напряженности стал конфликт между англиканской церковью и представителями пуританских протестантских общин. Наиболее радикальные из пуритан (от лат.и англ. – чистый, истинный) обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско - католической церкви. Они оправдывали свое название отрицательным отношением к показной роскоши в быту и церковных обрядах, а также скрупулезным соблюдением заповедей воздержанности и бережливости. Умеренные пуритане (пресвитериане) различали вслед за Кальвином два разряда верующих (избранных к спасению и остальных, осужденных на Божью кару); радикалы исходили из того, что сама принадлежность к церкви является своего рода предопределением к спасению, во всяком случае, ступенью к «очищению» и превращению в «праведников» (святых). Одна из наиболее радикальных общин, называвшаяся «сепаратисты», вошла в историю под именем «отцов-пилигримов».

Характерным примером «земли призвания» стала колония в Массачусетском заливе с центром в Бостоне. Видный представитель «пуританской утопии», умеренный пуританин Джон Уинтроп (1588 – 1649) предпринял усилия к тому, чтобы социальная и административно – судебная организация колонии была осуществлена в духе догматов пуританской теократии. Его речи и проповеди вошли в «Дневник», который Уинтроп вел с 1630 по 1649 г. Он был издан в 1853 г. под названием «История Новой Англии с 1630 по 1649 г.» и представляет собой ценный документ эпохи, памятник сугубо пуританского восприятия мира. Идеи свободы и демократическое истолкование общественного интереса (республики) наиболее ярко отражены в публистистике Роджера Уильямса (1603- 1689). Он начинал свою проповедническую деятельность членом англиканской общины, затем был попеременно сепаратистом, баптистом и непредупрежденным «искателем». Вслед за апостолом Павлом он рассматривал государство и его власть как Божественное установление, имеющее целью охранять спокойствие народа во всем, что касается жизни и имущества граждан.

Идеи пуританских политических мыслителей о народном суверенитете и демократическом республиканизме нашли свое практическое воплощение в ходе создания конституционных учреждений. Наиболее значительными конституционными установлениями этого периода стали «Основные уложения», провозглашенные в Коннектикуте в 1639 г. и особенно так называемая Массачусетская хартия вольностей (1641 1648). В 1641 г. в Массачусетсе при участии Натаниэля Уорда, большого знатока английского права, был составлен Свод свобод, в котором были зафиксированы многие свободы, известные английской конституционной практике со времен Великой хартии вольностей и более поздних актов и прецедентов. Среди них упоминались равенство перед законом, право на справедливое разбирательство судом присяжных, принцип состязательности в суде, право на свободу передвижения, право на адвокатскую защиту, гарантия права апелляции.

После того как правящая пресвитерианская верхушка продемонстрировала свой «сверхалчный дух произвольной власти» и практически отказалась соблюдать Свод свобод, фримены обратились к губернатору с петицией, где содержалось требование соблюдать права англичан, и добились выработки и принятия нового, дополненного и более детализированного свода под названием «Законы и свободы» (1648). Этот свод послужил образцом для составителей законов в других колониях. Историки склонны считать его первым современным кодексом всего западного мира. В конце 18 в. в самом Массачусетсе появляется Конституция (1780 г.), в которой со всей определенностью провозглашается один из принципов организации правового государства – «правление законов, а не людей» (в ее составлении принял участие Дж. Адамс). Вторая половина 18 в. отмечена обострением на почве налогообложения конфликтов метрополий и колоний, переименовавших себя в штаты. После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно – правового характера. Наиболее очевидным было возражение со ссылкой на опыт британской конституционной практики, в соответствии с которой введение налогов недопустимо без согласия представителей налогоплательщиков в парламенте. Некоторые публицисты использовали в обоснование прав и свобод американцев естественно – правовые идеи С.Пуфендорфа и Дж.Локка. Первым, кто выдвинул аргумент о том, что жители колоний как свободные подданные короны наделены всеми «врождёнными правами и свободами англичан» и потому вправе иметь своих представителей в законодательных собраниях, стал Джон Дикинсон.Своеобразную позицию занял Б.Франклин, который с 1766 г. развивал концепцию гомруля (самоуправления) и доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и Конституцией Англии. По этой логике колонисты уже не могли читаться британскими подданными в силу самого факта переселения в Новый Свет и потому не должны подчиняться решениям британского парламента.

Декларация независимости, написанная Т. Джефферсоном при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая единогласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека. Период борьбы за независимость (1775-1783) ознаменовался созданием Конфедерации штатов, однако с окончанием войны возникла потребность укрепить союз штатов и создать более эффективное федеральное правительство. Для реализации этой новой задачи в мае 1787 г. был создан Конституционный конвент. Он выработал проект федеральной Конституции, которая закрепила республиканский строй, ликвидировала все сословные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, включила в себя систему обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих властей – законодательной, исполнительной и судебной.

19 век насыщен особенно крупными политическими конфликтами и переменами в жизни американской нации – угроза развала федерального союза на восьмом десятке независимого существования, отмена рабства, неравномерное и конфликтное развитие аграрного и индустриального секторов экономики, имперские амбиции и политика аннексий. Общее направление перемен в этой области можно сформулировать как переход от идей локковского индивидуализма и пуританского республиканизма к либеральному прагматизму в области юриспруденции и политической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: