Календарно-тематическое планирование

№ п/п Дата Тема урока Тип урока  

Раздел «Земля и человечество» (10 часов)

Содержаниераздела: Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо – великая «книга природы». Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающее среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

1 1неделя Мир глазами астронома. Входная  диагностическая работа Урок введения в новую тему  
2 1неделя Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» Урок-исследование  
3 2неделя Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» Урок-исследование  
4 2неделя Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» Комбинированный урок  
5 3неделя Мир глазами историка   Комбинированный урок.  
6 3неделя Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» Урок развития умений и навыков  
7 4неделя Мир глазами эколога Комбинированный урок  
8* 4неделя Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 Урок-экскурсия  
9 5неделя Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие Комбинированный урок  
10 5неделя Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 по разделу « Земля и человечество » Комбинированный урок  

Раздел «Природа России» (10 часов)

Содержание раздела: Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

11 6неделя Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» Комбинированный урок  
12 6неделя Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» Урок развития умений и навыков  
13 7неделя Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» Урок-исследование  
14 7неделя Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» Урок-исследование  
15 8неделя Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» Урок-исследование  
16 8неделя Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» Урок-исследование  
17* 9неделя Растения и животные леса. Экскурсия № 2 Урок-экскурсия  
18 9неделя Лес и человек. Проверочная работа №1 по теме «Природные зоны России» Комбинированный урок  
19 10неделя Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» Урок-исследование  
20 10неделя Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»   Урок-исследование  
21 11неделя У Чёрного моря. Практическая работа №13«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2 по разделу « Природа России» Урок-исследование  

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

Содержание раздела: Карта родного края. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Охрана недр в нашем крае. Охрана почв в нашем крае. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Породы домашних животных.

22 11неделя Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 Урок-экскурсия  
23 12неделя Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» Комбинированный урок  
24 12неделя Поверхность нашего края Комбинированный урок  
25 13неделя Водные богатства нашего края Урок-исследование  
26 13неделя Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» Урок-практика  
27 14неделя Земля - кормилица Урок изучения нового материала  
28 14неделя Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» Урок-исследование  
29 15неделя Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» Комбинированный урок  
30 15неделя Жизнь в пресных водах.   Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» Урок-исследование  
31 16неделя Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Урок-исследование  
32 16неделя Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа за 1 полугодие Контрольно-обобщающий урок  
33 17неделя Животноводство в нашем крае Урок изучения нового материала  
34 17неделя Презентация проектов. Тест № 3 по разделу « Родной край – часть большой страны » Урок-проект  

Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

Содержание раздела: Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

35 18неделя Начало истории человечества Урок изучения нового материала  
36 18неделя Мир древности: далёкий и близкий Урок изучения нового материала  
37 19неделя Средние века: время рыцарей и замков Урок изучения нового материала  
38 19неделя Новое время: встреча Европы и Америки Урок изучения нового материала  
39 20неделя Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 по разделу «Страницы Всемирной истории» Контрольно-обобщающий урок  

Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

Содержание раздела: Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы XVI-XVII вв. Пётр первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX вв. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

40 20неделя Жизнь древних славян Урок изучения нового материала  
41 21неделя Во времена Древней Руси Урок изучения нового материала  
42 21неделя Страна городов Урок формирования умений и навыков  
43 22неделя Из книжной сокровищницы Древней Руси Урок изучения нового материала  
44 22неделя Трудные времена на Русской земле Урок изучения нового материала  
45 23неделя Русьрасправляет крылья Урок формирования умений и навыков  
46 23неделя Куликовская битва Урок изучения нового материала  
47 24неделя Иван Третий Урок изучения нового материала  
48 24неделя Мастера печатных дел Урок-исследование  
49 25неделя Патриоты России Урок изучения нового материала  
50 25неделя Пётр Великий Урок-исследование  
51 26неделя Михаил Васильевич Ломоносов Комбинированный урок  
52 26неделя Екатерина Великая. Проверочная работа №2 по разделу «Страницы истории России» (до 19 века) Контрольно-обобщающий урок  
53 27неделя Отечественная война 1812 года Комбинированный урок  
54 27неделя Страницы истории XIX века Комбинированный урок  
55 28неделя Россия вступает в XX век Комбинированный  
56 28неделя Страницы истории 1920 – 1930-х годов Комбинированный  
57 29неделя Великая война и великая Победа Урок изучения нового материала  
58 29неделя Великая война и великая Победа Урок-исследование  
59 30неделя Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 по разделу « Страницы истории России » Контрольно-обобщающий урок  

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

Содержание раздела: Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

60 30неделя Основной закон России и права человека Урок изучения нового материала    
61 31неделя Мы – граждане России Урок изучения нового материала  
62 31неделя Славные символы России Урок развития умений и навыков  
63 32неделя Такие разные праздники Урок-исследование  
64 32неделя Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа за год Контрольно-обобщающий урок  
65 33неделя Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) Урок-путешествие  
66 33неделя Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) Тест № 6 по разделу «Современная Россия» Урок-путешествие  
67 34неделя Путешествие по России (по Волге, по югу России) Урок-путешествие  
68 35неделя Презентация проектов Урок-конференция  

 

Приложение 1

КИМ по окружающему миру 4 класс

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: