Различные концепции педагогики и психологии высшей школы

Концептуальные основания современной педагогической практики опираются на две основные образовательные парадигмы.

 Современные образовательные парадигмы

В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п.

Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определѐнного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в ценре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др.

Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:

1. Традиционалистическая парадигма (или знаниевая).

Главная цель обучения и воспитания в условиях этой парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, не ее развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности.

Как разновидность знаниевой можно выделить технократическую парадигму (или прагматическую). Главная ее цель обучения и воспитания – дать человеку те знания, умения и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. Основной принцип – политехнизм в обучении.

Таким образом, знаниевая и технократическая парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для моделей образования, построенных на принципах этих парадигм, характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса.

 

В настоящее время в отечественном образовании на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели приходит гуманистическая, личностно-развивающая модель, центрирующаяся вокруг подхода к учащимся, как полноправным партнерам, в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним.

2. Личностно-ориентированная (гуманистическая или субъект-субъектная) парадигма.

Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре этой парадигмы – человек со всеми своими слабостями и достоинствами.

Сущность гуманистической парадигмы заключается в последовательном отношении учителя (преподавателя) к ученику (студенту) как личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в тоже время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие данной парадигмы от традиционной заключается, прежде всего, в том, что субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные (табл. 1).

Субъект-объектной парадигме обучения присущи недостатки, в значительной мере характерные и для высшего образования современной России:

 закономерное отставание темпов преобразования социальной сферы от темпов трансформации экономики - Россия, рыночный статус экономики которой официально признан международным сообществом, по существу сохранила в первозданном виде государственную систему высшего образования, созданную и эффективно работавшую в условиях плановой экономики советского государства.

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционалистской и гуманистической парадигм образования Сравниваемые показатели

Парадигма образования

                                        Традиц.

                   Гуманистическая

1 Основная миссия образования

Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду

Обеспечение условий самоопределения и самореализации
2 Аксиологическая основа

Потребности общества и производства

Потребности и интересы личности
3 Цели образования

Формирование личности с заранее заданными свойствами

Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры
4 Роль знаний, умений и навыков

Цель обучения

Средство развития
5. Содержание образования

Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков

Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
       

 

6. Положение ученика (студента) Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
7. Ролевая позиция учителя (преподавателя) Предметно-ориентированная позиция: источник и контролер знаний Личностно-ориентированная: координатор, консультант, помощник, организатор
8. Отношения обучающего и обучающегося Субъект-объектные, монологические отношения: подражание, имитация, следование образцам. Соперничество преобладает над сотрудничеством. Субъект-субъектные, диалогические отношения – совместная деятельность по достижению целей образования
8. Характер учебно-познавательной деятельности Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого Активная познавательная деятельность обучающегося                                                         

 

2. Компетентностный поход в системе непрерывного профессионального образования.

Он  является ответом на вызовы нестабильности социально-экономического и социально-психологического развития общества.

К основным вызовам следует отнести:

- необходимость сохранения демократического общества;

- мультикультурную ситуацию;

- экономические изменения;

- новые требования к рынку труда.

Выпускник профессионального образовательного учреждения должен быть адаптивен к изменениям различного уровня, что требует режима непрерывного обучения и повышения профессионализма. Выпускник высшего профессионального образовательного учреждения социального профиля должен быстро реагировать на вызовы социума и проявлять социальную активность в решении проблем разного уровня.

Государственный заказ Российского профессионального образования тоже формируется c позиции компетентностного подхода. Профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать различные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в ситуации практической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.

Опыт международного сотрудничества кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского в рамках проекта ТЕМПУС позволил нам выделить общие тенденции реализации компетентностного подхода:

- стратегия разработки и реализации образовательных программ строится из контекста социального заказа;

- усилия преподавателей университетов направлены на решение задач профессиональной подготовки специалистов общеевропейского уровня.

Принимая во внимание, что сам термин «подход» рассматривается как идеология и методология решения проблем, раскрывающая основную идею, социально – экономические, психолого – педагогические предпосылки, основные цели, принципы, этапы, механизмы достижения целей, изменения должны касаться всех перечисленных выше компонентов.

Следовательно, главным условием формирования ситуации перехода к компетентностному образованию является создание целостной системы изменений, инноваций, которые имеют свои концептуальные основания, включают все компоненты системы и соответствуют образовательным стандартам нового поколения. Понятие инновации в образовании нами рассматривается как обновление или нововведение, которые направлены на разрешение противоречия между новыми требованиями перед профессиональным образованием и готовностью и возможностями студентов и преподавателей соответствовать этим требованиям.

Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании характеризуется системностью изменений, как в концептуальных основах, так и в постановках целей, методическом обеспечении образовательного процесса, формах контроля, готовностью преподавателей и студентов эффективно взаимодействовать с учетом перечисленных выше нововведений.

Для осуществления нововведений необходима готовность всех участников образовательного процесса к их принятию и осуществлению.

Следовательно, возникает потребность в исследовании состояния дел и обоснования качественных характеристик нововведений (инноваций) во всех компонентах описанной выше системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: