Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.
— Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные знаками арифметических действий.)
— Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первое действие выполняют в скобках, затем умножение или деление, а потом сложение и вычитание по порядку.)
— Как выполняются действия, если скобок несколько пар? (По порядку в каждых скобках, а затем по правилам.)
№ 11 (с. 6).
(Фронтальная работа.)
№ 12 (с. 6).
(Первый столбик — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Два ученика рабо-тают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 13 (с. 6).
— Прочитайте задачу.
— Кто понял, как ее решать? Запишите решение задачи вы-ражением.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим рисунком.)
(Проверка, самооценка.)
Решение: 50 + 5 • 8 = 90 (руб.).
Ответ: у Нины было 90 руб.
№14 (с. 6).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах? (Сколькомест в одном вагоне.)
|
|
— Как узнать, сколько мест в одном вагоне? (120:2.)
— Запишите решение задачи выражением.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№18 (с. 7).
(Устное выполнение.)
— Прочитайте задачу.
— Объясните, что обозначают выражения.
(Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения, необходимо составить таблицу.)
Масса Одного пакета | Количество пакетов | Общая масса семян | |
Астры | 5 г | ? | 250г |
Гвоздики | 8 г | ? | 240г |
Решение:
1) 250: 5 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр;
2) 240: 8 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;
3) 250: 5 + 240: 8 — узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.
— Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус». {На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, нем пакетов с семенами гвоздик?)
— Запишите решение этой задачи. (250: 5 - 240: 8 = 20 (п.).)
V. Физкультминутка
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращения головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся {Потягивания — руки вверх. Шаги на месте.)
И на место вновь вернемся.
{Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №15 (с. 7).
— Рассмотрите таблицу.
— Что неизвестно в каждом столбике? Как мы находим неизвестное? (В первом столбике неизвестна сумма. Чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому 170 прибавить второе слагаемое 230. Сумма 400. Во втором столбике неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы 330 вычесть второе слагаемое 40. Первое слагаемое 290.)
|
|
(Аналогичная работа проводится с каждым столбиком каждой таблицы.)
— Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правила. (1. Если к числу прибавить ноль, то получится это же число.
2. Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.
3. Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.)
— Какие еще свойства сложения вы знаете? {От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.)
>— Запишите его, используя буквы. (а + с = с + а.
№16 (с. 7).
(Устная фронтальная работа.)
— Что неизвестно в каждом уравнении?
— Как найти неизвестный компонент?
— Чему равен х в каждом уравнении?
— Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был равен нулю, а в последнем уравнении так, чтобы значение разности не было равно нулю.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 4 (с. 3).
(Устное выполнение.)
№ 5 (с. 3).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором читают ответы. Самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб-ник, с. 7). Самопроверка по образцу.)
Ответ: 80.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 2 (с. 5-7).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Кто может сказать, что он хорошо решает задачи?
— Какие задания вам показались самыми трудными?
Домашнее задание
Учебник: № 19, 21 (с. 7).
Урок 3. Нахождение суммы нескольких слагаемых
Цели: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых; повторить письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел; развивать вычислительные навыки, умение решать уравнения; прививать стремление доводить до конца начатую работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить сумму несколышх слагаемых разными способами; применять письменные приемы вычислений; работать в парах; работать по алгоритму; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа по учебнику №22 (с. 7).
Решение: 78 — 25 = 53.
2. Логическая задача
В спектакле участвовали 4 человека, В первом действии участ-вовали 3 человека, а во втором - 2 человека. Как это могло быть? (Один человек играл в первом и во втором действиях.)
3. Индивидуальная работа по карточкам
— Укажи порядок действий, вычисли.
56: (2 • 4) + 203 (210 - 30) -(36: 18)
(726 • 0) + 200: (2 • 25) 300 - (27: 9 • 60)
4. Индивидуальная работа у доски
- Какие цифры надо переставить, чтобы получить верные равенства? Запиши полученные равенства рядом.
36 — 82 = 8 (36-28 = 8)
28+ 18 = 100 (82 + 18 = 100)
58 + 63 = 94 (58 + 36 = 94)
71-31 = 43(71-37 = 34)
- Реши уравнения.
х+18 = 24 58 + х= 103
*- 18 = 24 305 — л: = 299
5. Устный счет
- Объясните, какой компонент неизвестен и как его найти. Назовите пропущенные числа.
Слагаемое | 310 | 120 | 60 | ||
Слагаемое | 50 | 70 | 300 | ||
Сумма | 230 | 900 | 600 | 701 |
Уменьшаемое | 360 | 600 | 205 | ||
Вычитаемое | 90 | 70 | 396 | ||
Разность | 395 | 40 | 205 | 0 |
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Кто первый вычислит значение суммы 346 + 158 + 254?
'(758.)
— Как вы вычисляли? (346 + 254 = 600, 600 + 158 = 758.)
— Какое свойство сложения вам помогло? (Переместительное.)
— Сформулируйте задачи урока. (.Научиться складывать несколько слагаемых, используя переместительное свойство сложения, упрощать выражения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Найдите на с. 8 значок «Начало урока». Прочитайте выражение, значение которого нужно найти.
— Что помогает вам быстро и верно находить значения выражений? (Запись примеров столбиком.)
|
|
— Какая запись удобнее? (Ответы детей.)
— Какое правило надо соблюдать при записи примеров столбиком?
— Как найти сумму, если слагаемых несколько?
(Запись на доске: 324 + 507 + 136.)
— Найдите сумму. Как можно это сделать? (Можно сначала сложить два слагаемых, затем результат сложить с третьим слагаемым. Можно сложить все три слагаемых.)
— А какие слагаемые удобнее складывать? (Первое и третье.)
— Почему удобнее складывать первое и третье слагаемые? (Получается десяток, круглое число.)
— Какое свойство сложения вы использовали? (Переместительное.)
№23 (с. 8).
(Коллективное выполнение по цепочке с устным объяснением.)
№24 (с. 8).
— Прочитайте.
— Как найти прямой угол? (Приложить прямой угол угольника или линейки, если совпадают — угол прямой.)
— Найдите прямые углы. (К, Е.)
— Самостоятельно измерьте длины звеньев ломаной линии, найдите сумму.
(Проверка.)
— Какие слагаемые было удобно сложить сначала?
V. Физкультминутка