— Запиши число, в котором:
• 2 тысячи 7 сотен 9 десятков и 3 единицы (2793);
• 8 десятков тысяч 7 единиц тысяч 2 десятка и 9 единиц (87029);
• 4 сотни и 9 единиц (409);
• 5 сотен тысяч и 9 единиц тысяч (509 ООО);
• 1 сотня тысяч 2 единицы тысяч 5 сотен и 3 единицы (102503);
• 8 сотен тысяч 7 десятков тысяч 8 единиц тысяч 6 сотен 1 десяток и 2 единицы (£7<? 672);
• 8 сотен тысяч и 3 десятка (800 030);
• 2 сотни тысяч и 7 единиц (200 007).
— Сравни.
67 988 О 67 998 99 999 О 100 ООО
767 678 О 7676 12 222 О 25 450
Устный счет
— Расскажите алгоритм чтения многозначных чисел. (1. Разбить число на классы. 2. Начиная с наивысшего класса, прочитать, сколько единиц, и назвать класс. 3. Класс единиц не называют.)
— Прочитайте числа и скажите, сколько единиц каждого разряда в числе.
657 090, 7009, 50 002, 809, 547 499, 98 650.
— Назовите соседей каждого числа.
— Разложите числа на разрядные слагаемые.
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Запишите числа 675 903, 72 098 в таблицу.
Класс тысяч | Класс единиц | ||||
сотни | десятки | единицы | сотни | десятки | единицы |
6 | 7 | 5 | 9 | 0 | 3 |
7 | 2 | 0 | 9 | 8 |
|
|
— На каком месте справа стоят десятки? (На втором.)
— Как узнать, сколько всего десятков в числе? (Откинуть цифры, которые стоят правее десятков.)
— Сколько десятков в каждом из чисел? (67590 и 7209.)
— На каком месте справа стоят сотни? (На третьем.)
— Как узнать, сколько всего сотен в числе? (Откинуть цифры, которые стоят правее сотен.)
— Сколько десятков в каждом из чисел? (6759 и 720.)
— Как узнать, сколько в числе десятков тысяч? (Нужно откинуть цифры, которые стоят правее десятков тысяч.)
— Сколько десятков тысяч в каждом из чисел? (67 и 7.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться узнавать, сколько всего единиц каждого разряда в том или ином числе.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику №134 (с. 29).
(Устное выполнение.)
Примерные рассуждения учащихся
В числах 3845 и 67 349 показано, сколько всего десятков в числе, потому что откинуты цифры, стоящие после разряда десятков. И т. д.
№ 136 (с. 29).
(Фронтальная работа с объяснением.)
№ 137 (с. 29).
— Прочитайте задачу и заполните таблицу.
Количество детей в одном кружке | Количество кружков | Общее количество детей | |
Кружки юных техников | |||
Кружки рукоделия | |||
Кружки рисования |
— Объясните, что обозначают выражения, и вычислите их значения.
(Фронтальная проверка, самооценка.)
Ответ
15 • 2 = 30 (д.) — в кружках юных техников;
10 • 3 = 30 (д.) — в кружках рукоделия;
10 • 3 — 12 • 2 = 6 (д.) - больше в кружках рукоделия, чем в кружках рисования;
15 • 2 + 10 • 3 = 60 (д.) — в кружках юных техников и рукоделия. №138 (с. 29).
|
|
— Прочитайте задачу.
— Что такое 1 ч? (60мин.)
— Что надо узнать в задаче? Прочитайте задачу, заменив 1 ч на 60 мин.
— Сделаем краткую запись к задаче. Оформим ее в виде таблицы.
Проверяет за 1 мин | Время | Количество деталей |
? (одинаково) | 10 мин | 50 шт. |
60 мин | ? |
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске. Проверка, самооценка.)
Решение: 50: 10 • 60 = 300 (д.).
Ответ: за 1 ч контролер проверит 300 деталей.
VI. Физкультминутка
Каждый день по утрам Делаем зарядку.
{Шаги на месте.)
Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать,
(Шаги на месте.)
Руки поднимать,
(Руки вверх.)
Приседать и вставать,
(Приседания.)
Прыгать и скакать.
(Прыжки на месте.)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику №135 (с. 29).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, самооценка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради №23, 24 (с. 22).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 29). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 90 099, 39 999, 39 100, 700 000.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 7 (с. 21,22).)
IX. Подведение итогов урока
— Как определить, сколько всего десятков, сотен, тысяч в числе?
— За какие успехи на уроке вы можете себя похвалить?
— Какие задания вам показались самыми трудными?
Домашнее задание
Учебник: № 139—141 (с. 29).
Урок 2 2. Класс миллионов.
Класс миллиардов
Цели: познакомить с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классов; закреплять умение выполнять деление с остатком; проверить знания и умения по изученной теме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся записывать и читать числа, состоящие из единиц III и IV классов; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа у доски
— Вычисли.
90 ООО + 5000 + 60 + 6 700 000 + 40 000 + 70
500 000 + 6000 + 400 + 80 + 2 50 000 + 50 + 5
30 000 + 4
— Запиши соседей чисел.
45 609, 909 000, 87 888, 109 089, 600 009, 676 931.
2. Устный счет
— Прочитайте числа.
675 090, 45 899, 900 203, 8007, 870 500.
— Сколько всего десятков в каждом из чисел? Сколько тысяч?
— Разделите первое и последнее числа на 10.
— Умножьте второе и четвертое числа на 10.
— Сравните каждые два соседних числа.
— Уменьшите на 1 каждое из чисел.
— Увеличьте на 1 десяток каждое из чисел.
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске таблица.)
Класс тысяч | Класс единиц | ||||
сотни | десятки | единицы | сотни | десятки | единицы |
— Назовите I класс. (Iкласс единиц.)
— Вспомните, как образуется каждый разряд этого класса. {10 единиц = 1 десяток, 10 десятков — 1 сотня.)
— Как называется II класс? {Класс тысяч.)
— Как образуются разряды этого класса? (10сотен = 1 тысяча, 10 тысяч = 1 десяток тысяч, 10 десятков тысяч = 1 сотня тысяч.)
— Запишите в таблицу числа 832 051, 4891, 1 999 098.
— Почему не получилось записать в таблицу последнее число?
— Как вы думаете, есть ли классы выше класса тысяч? Кто знает, как они называются? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, как называются классы выше класса тысяч, как образуются числа, содержащие единицы этих классов, научиться правильно их читать и записывать.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 30.
— Как называется тысяча тысяч? (Миллион.)
— Что такое миллиард? (Тысяча миллионов, или десять сотен миллионов.)
— Как называется III класс? IV класс?
— Сколько разрядов в каждом классе? Как они называются?
|
|
— Знаете ли вы, как называются другие классы? (Ответы детей.) № 143 (с. 30).
(Устное выполнение.)
— Вспомните порядок чтения многозначных чисел. (1. Разбить число на классы. 2. Начиная с наивысшего класса, прочитать, сколько единиц, и назвать класс. 3. Класс единиц не называют.)
— Единицы какого разряда отсутствуют в каждом из чисел?
— Сколько единиц каждого класса в числе?
№ 144 (с. 30).
(Объяснение алгоритма деления с остатком.)
№145 (с. 30).
(Первые два примера — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.
(Покружиться.)