— Найди:
• число, если его третья доля равна 23;
• число, если его восьмая доля равна 80;
• пятую долю числа 250;
• четыре шестых доли числа 24;
• три десятых доли числа 300.
3. Устный счет
Длинная строчка:
100+160:9Х7-260:40х32
32:2х7_80+68х3:5:15
738-244+6:10х4:5:8х27
Ответы:128,4,135.
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—». Два ученика работают на откидной доске.)
1) В 1 ц 100 кг. 6) 1 кг = 100 г.
2) В 1 мин 100 с. 7) 100 ц - это 1 т.
3) В 1дм 100 мм. 8) В сутках 12 ч.
4) 10 дм - это 1 м. 9)1 ч = 60 мин.
5) 1000 кг - это 1 т.
Ответы: 1) +; 2) —; 3) +; 4) +; 5) +; 6) —; 7) —; 8) —; 9) +. (Проверка, самооценка. Далее проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Начертите отрезки длиной 3 см и 5 см.
— На сколько сантиметров первый отрезок короче второго?
— Как вы вычисляли? Запишите решение в тетради. (5 — 3 = = 2 (см).)
— Ниже начертите отрезок длиной 3 см 5 мм. Как узнать, на сколько сантиметров этот отрезок короче второго отрезка? {Из 5 см вычесть 3 см 5мм.)
|
|
— Умеем мы вычитать такие величины? {Нет.)
— Какой способ вычисления вы предлагаете? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. {Научиться выполнять сложение и вычитание величин, повторить соотношение единиц измерения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.
— Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? {Перевести в одинаковые единицы.)
— Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?
— В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? {Вмиллиметрах.)
— Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, 3 см 5 мм = 35мм; 50мм — 35мм = 15мм; 15 мм — 1см 5мм.)
— Составьте алгоритм решения подобных примеров. Алгоритм сложения и вычитания величин
1. Заменяем крупные единицы мелкими.
2. Выполняем действие (сложение или вычитание).
3. Переводим мелкие единицы в более крупные.
№313 (с. 67).
(Первый столбик — коллективно, с комментированием, второй — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№314 (с. 67).
(Коллективное выполнение с комментированием у доски.) №316 (с. 67).
>— Прочитайте задачу.
— Составим схематический чертеж. Что будет целым? (Все расчетное время — 210мин.)
— Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)
1 ч 38 мин 1 ч 27 мин?
210 мин
— Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету? (Найти оставшееся время и сравнить его с 23мин.)
— Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению задачи? (Все величины привести к единой наименьшей единице.)
|
|
— Решите задачу самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 1 ч 27 мин = 87 мин;
2) 1 ч 38 мин = 98 мин;
3) 87 + 98 = 185 (мин) — два фильма;
4) 210 - 185 = 25 (мин) — остается на кассете;
5) 25 мин > 23 мин.
Ответ: записать фильм можно.
V. Физкультминутка
Паучок под лавку Упал.
Ненароком лапку (Прыжки на месте.) Сломал.