(Прыжки на одной ноге.)
И другую лапку Купил.
{Подскок с выставлением ноги на пятку.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №318 (с. 67).
— Прочитайте задание.
— Рассмотрите рисунок и найдите треугольник ACD. Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и А С К.)
— Как найти площадь треугольника A CD! (Можно найти площади треугольников AKD и АС К и сложить.)
— Как найти площадь треугольника АС1С! (Это половина площади прямоугольника АВСК.)
— Как найти площадь прямоугольника? {Длину умножить на ширину.)
(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника A KD.)
— Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)
— Выполните задания самостоятельно.
(Проверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 67). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.
|
|
— Кто не понял новую тему?
Домашнее задание
Учебник: № 315, 317 (с. 67).
Урок 4 5. Решение задач
Цели: познакомить с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; закреплять умение выполнять вычисления с именованными числами; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать уравнения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженные в косвенной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
(У доски работают два ученика.)
- Вычисли.
1) 5 м 80 см — 4 м 20 см 2) 23 кг 500 г — 6 кг 300 г
5 кг 200 г - 1 кг 300 г 7 м 60 см - 2 м 80 см
Математический диктант
1) Сколько раз по 20 содержится в числе 1000? (50.)
2) Найдите сумму чисел 560 и 240. (800.)
3) Найдите разность чисел 270 и 90. (180.)
4) Выразите в километрах 72 000 м. (72км.)
5) Выразите в килограммах 15 т. (75 000 кг.)
6) Выразите в минутах 7 ч. (420мин.)
7) Найдите периметр квадрата со стороной 8 мм. (32мм.)
8) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 7 м и 15 м. (105м2.)
9) Вычтите из 1 м 20 см. (80см.)
10) У Лены 2 ленты по 3 м. Сколько метров ленты у Лены? (6м.) (Взаимопроверка, взаимооценка. Далее проверка индивидуальной работы у доски.)
III.Самоопределение к деятельности
(Работа с раздаточным материалом. Один ученик работает у доски, остальные — на местах.)
|
|
- Положите круги и треугольники так, чтобы кругов было 8, и их было на 2 больше, чем треугольников.
- Сколько вы положили треугольников? (6.)
- Как вы узнали? (8—2 = 6.)
- Почему вы вычитали, ведь в задаче сказано «на 2 больше»? (Кругов больше на 2, значит, треугольников меньше на 2.)
- Положите синие и красные треугольники так, чтобы красных треугольников было 5 и их было на 4 меньше, чем синих.
- Сколько вы положили синих треугольников? (9.)
- Как вы узнали? (Если красных треугольников меньше на 4, то синих больше на 4:5 + 4 = 9.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженные в косвенной форме.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику №319 (с. 68).
— Прочитайте задачу 1.
— Составьте краткую запись и решите задачу самостоятельно.
Наш дом - 9 эт. <—i
Соседний дом —?, на 3 эт. > '
Решение: 9 + 3 = 12 (эт.).
Ответ: в соседнем доме 12 этажей.
— Прочитайте задачу 2. Чем она отличается от предыдущей? (Известно, сколько этажей во втором доме и что в нем на 3 этажа больше, чем в нашем.)
— Запишите задачу кратко.
Наш дом —? <—I
Соседний дом — 12 эт., на 3 эт. > '
— В нашем доме больше этажей или меньше? (Меньше на 3этажа.)
— Запишите решение задачи.
Решение: 12 — 3 = 9 (эт.).
Ответ: в нашем доме 9 этажей.
№320 (с. 68).
— Прочитайте задачи.
— Каким действием решается задача 1? (Сложением. Брат младше сестры на 3 года, значит, сестра старше на 3 года.)
— Каким действием решается задача 2? (Вычитанием. Папа старше мамы на 3 года, значит, мама младше на 3 года.)
— Решите задачи: вариант 1 - задача 1, вариант 2 — задача 2. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
V. Физкультминутка
О чем поют воробушки (Шаги на месте.)
В последний день зимы?
(Руки в стороны, на пояс.)
- Мы выжили!
(Хлопки в ладоши.)
- Мы дожили!
(Прыжки на месте.)
- Мы живы! Живы мы!
(Шаги на месте.)
В. Берестов
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №321 (с. 68).
(Самостоятельное выполнение по алгоритму. Вариант 1 — первый столбик, вариант 2 — второй столбик. Самопроверка по образцу, самооценка.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №35 (с. 62).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику №322 (с. 68).
(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Проверка.)
1) Решение: 7800 + 1250 = 9050 (ц).
Ответ: в хозяйстве собрали 9050 ц свеклы.
2) Решение: 356 — 231 = 125 (т).
Ответ: в хозяйстве собрали 125 т свеклы.
— Почему задача 1 решается сложением, а задача 2 — вычитанием? (Задача 1 на увеличение числа на несколько единиц, а задача 2 на уменьшение числа на несколько единиц, сформулированная в косвенной форме.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 14 (с. 39, 40).)
VIII. Подведение итогов урока
— С каким видом задач вы познакомились сегодня на уроке?
— Составьте задачу в косвенной форме.
— Кто не понял новую тему? Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 323, 324 (с. 68).
Дополнительно: задания из тетради «Проверочные работы» (с. 40, 41) - по выбору учителя.
Урок 4 6. Что узнали. Чему научились
Цели: закреплять умения решать задачи изученных видов, выполнять вычисления с именованными числами; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать уравнения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи изученных видов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа по учебнику № 1, 2 (с. 69).
(Устное выполнение по цепочке.)
— Рассмотрите задание на полях на с. 69.
|
|
— Как узнать, чей путь короче? (Сосчитать по клеточкам длину пути.)
— Выполните задание.
— Что у вас получилось? (Зеленый путь короче на 1 клетку.)