Принцип цикличности тренировочного процесса объясняется необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня физической подготовленности и состояния спортивной формы. Иначе данный принцип можно сформулировать как принцип ритмичности тренирующих воздействий. Ритмам природы подчинены биоритмы человека (суточные, месячные ритмы, биоритмы физической, интеллектуальной и эмоциональной активности). С астрономическим календарем согласуются календари международных и внутренних соревнований.
Ритм определяется повторностью элементов, составляющих его структуру. Гимнасты изо дня в день повторяют упражнения во всех видах многоборья. Циклами организуются попытки и подходы гимнастов для выполнения отдельных заданий в каждом виде многоборья.
В виде цикла упражнений организуется занятие по СФП круговым способом. Каждый тренировочный день уже являет собой маленький цикл, относительно замкнутый кругом задач, типичных для одного дня тренировки. Более масштабен цикл недельной работы — микроцикл тренировки. Ряд микроциклов составляет среднюю по масштабам перспективного планирования структуру — мезоцикл (этап, период подготовки). И, наконец, — макроцикл, охватывающий полгода, год и несколько лет тренировки.
Модель цикла — замкнутого круга — хорошо подходит для организации и структурирования планов подготовки. Но кругооборот различных циклов, этапов, периодов (от «микро» до «макро» масштабов) не предполагает полную замкнутость, изолированность каждого из циклов
Задание 7. Опишите, что означает принцип возрастной адекватности педагогического воздействия?
Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий. Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза.
Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физической культуры в соответствии с возрастными стадиями развития(младший, средний, старший школьный возраст, молодежный, зрелый).
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма во многом определяет содержание учебно-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды.
Практическое занятие №2
Средства формирования физической культуры личности
Задание 1. Повторить материал: движение; двигательное действие; двигательная деятельность; физическое упражнение; классификация физических упражнений; подготовительные, подводящие и специальные упражнения.
Задание 2. Составьте таблицу "Характеристика физических упражнений по содержанию деятельности".
№ п/п | Показатели | Игры | Гимнастика | Туризм | Спорт |
1. | Цели применения | . | . | . | |
2. | Регламентация действий занимающихся (свободно, по команде, под счет, по сигналу, самост. по программе, и т.п.) | ||||
3. | Возможности точного дозирования | ||||
4. | Воздействие на организм (общее, избирательное, величина). | ||||
5. | Особенности организации | ||||
6. | Эмоциональность |
Двигательное действие – это определенная система движений направленных на решение конкретной двигательной задачи.
Физическое упражнение – это двигательное действие, направленное на реализацию задач физического воспитания, сформированное и используемое по его закономерностям.
Движение как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.
Классифицировать упражнения - значит разделить их на группы в соответствии с какими-то определёнными признаками. Практическое значение классификации заключается в том, что она позволяет упорядочить упражнения, помогает лучше ориентироваться в их чрезвычайном многообразии, рационально подбирать и использовать их в повседневной практике.
Специальные упражнения. Это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
Подводящие упражнения. Это облегченные варианты выполнения упражнений, уменьшающие нагрузку по одному или нескольким параметрам.
Задание 3. Записать упражнения для своего избранного вида спорта:
1) упражнения, которыми надо владеть обязательно (четыре-пять):
2) Упражнения, которыми надо владеть желательно (три-четыре):
3) Упражнения по назначению (индивидуально; не менее трех):
Гребля на байдарках и каноэ
1)упражнения, которыми надо владеть обязательно (четыре-пять):
1.Планка.
2.Приседаниесо штангой.
3.Станрвая тяга.
4.Отжимание от упора.
5.Жим штанги от груди из положения лежа.
2) Упражнения, которыми надо владеть желательно (три-четыре):
.1.Подтягивание на перекладине
2. Упражнение на гибкость.
3. Отжимание.
Упражнения по назначению (индивидуально; не менее трех
1.Плавание.
2.Упражнение на гибкость.
3.Бег
Практическое занятие №3