Понятие «задержанной» и «возвращенной литературы». Произведения А.Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», В.Пелевина «Желтая стрела»-краткий обзор

Практическое занятие

Тема: Писатели Крыма. Дифференцированный зачет.                                                                                                                                                                                       

  

 

                                 План занятия.

1.Понятие «задержанной» и «возвращенной литературы». Произведения А.Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», В.Пелевина «Желтая стрела»-краткий обзор.

2. Вопросы к дифзачету .  

Понятие «задержанной» и «возвращенной литературы». Произведения А.Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», В.Пелевина «Желтая стрела»-краткий обзор.

Понятие «возвращенная литература» появилось на закате советской эпохи. Как известно, до революции большевики активно выступали за свободу слова и демократические права. Придя к власти и опасаясь контрреволюции, они жестоко подавляли всякое сопротивление, пресекали публичную демонстрацию недовольства и создали механизмы контроля за литературой, намного превосходящие своею жесткостью царскую цензуру. В 1917 году был введен «Декрет о печати», в 1920-е годы существовало главное управление по делам литературы, позже контроль стало осуществлять партийное руководство всех уровней. В этих условиях многие писатели, не принимавшие советскую власть или ее методы, писали почти без надежды быть услышанными современниками. Лишь со второй половины 1980-х годов (и отчасти в 1960-е годы) в связи с потеплением политического климата эти произведения стали возвращаться к читателю. Уже первые шаги демократических реформ, и в первую очередь — «гласность», а затем и полная отмена политической цензуры, привели к резкой активизации литературной жизни в конце 1980 — начале 1990-х годов. Ослабление цензуры выразилось в декларировании руководством СССР с 1986 года политики «гласности». В докладе XXVII съезду КПСС М. С. Горбачёв сказал: «Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении». В 1990 году была официально отменена цензура.

Главным фактором литературного подъема стал масштабный процесс возвращения литературы, находившейся под цензурным запретом. «Возвращенная» литература была очень неоднородной, в ней можно выделить следующие составляющие:

· произведения классиков XX века, по тем или иным политическим причинам запрещенные советским режимом, — это русская религиозная философия начала XX века, поэзия Н. Гумилева, «Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Мы» Е. Замятина (написан в 1920, а опубл. в России в 1988 г), поэзия ОБЭРИУтов, «Собачье сердце» и «Роковые яйца» М. Булгакова, «Самоубийца» и «Мандат» Н. Эрдмана, «Котлован», «Чевенгур» и «Ювенильное море» А. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Пильняка, «Реквием» А. Ахматовой (писала в 1938-1940, 1960-е гг, а опубл. в 1987 г. в «Октябре» и в «Неве»), многие стихи О. Мандельштама, «Доктор Живаго» Б. Пастернака (написан в 1945-1955, а опубл. в 1988 г. в журнале «Новый мир»);

· произведения периода «оттепели», вышедшие за пределы «оттепельного» либерализма: «Жизнь и судьба» и «Все течет» Гроссмана, романы Солженицына и его «Архипелаг ГУЛАГ», «По праву памяти» А. Твардовского, мемуары Н.Я. Мандельштам и Л.К. Чуковской; «фантастические повести» А. Синявского и Ю. Даниэля. К этому же ряду примыкают и произведения, начатые в период «оттепели» (или вдохновленные «оттепельными» надеждами), но завершенные уже тогда, когда публикация произведений о сталинщине или же просто антитоталитарных по своему пафосу была невозможна по политическим причинам, — здесь в первую очередь должны быть названы «Дети Арбата» А. Рыбакова (написан в 60-е, опубл. в 1987 г.), «Белые одежды» В. Дудинцева (написан в 50е гг, издан в 1986 г.), «Новое назначение» А. Бека, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «исторические» новеллы В. Тендрякова, «Московская улица» Б. Ямпольского, «Исчезновение» Ю. Трифонова, поэзия А. Галича и В. Высоцкого, полный текст «Сандро из Чегема» и «Кролики и удавы» Искандера, «Пушкинский дом» Андрея Битова;

· литература русской эмиграции — в первую очередь наследие В. Набокова, Вл. Ходасевича, Г. Иванова, Б. Поплавского, Г. Газданова, а также литература «третьей волны», представленная в основном произведениями И. Бродского и А. Солженицына, В. Аксенова («Ожог» и «Остров Крым») и Ю. Алешковского, Г. Владимова («Верный Руслан»), В. Войновича, И. Шмелёва, А. Алданова, Б. Зайцева, А. Гладилина, Ф. Горенштейна, С. Довлатова, А. Зиновьева, А. Ремизова, Э. Лимонова, В. Максимова, Саши Соколова, Б. Хазанова («Час короля») и многих других;

· наконец, публикация произведений, в основном написанных в 1970—1980-е годы, но запрещенных в силу их «авангардистского», экспериментального характера, — это прежде всего проза Вен. Ерофеева, поэзия Вс. Некрасова, И. Холина, Г. Сапгира, Д. Пригова, Л. Рубинштейна, И. Жданова, А. Еременко, Е. Шварц, А. Парщикова, драматургия Н. Садур.

Конечно, это деление достаточно условно, так как, например, публикация стихов Иосифа Бродского и романов Саши Соколова (формально представляющих эмиграцию) сыграла огромную роль в становлении и развитии современного модернизма и постмодернизма. А возвращение произведений Солженицына было одновременно актом культурного сближения литературы «метрополии» и «эмиграции».

Но характерно, что критические дискуссии завязывались не вокруг сложных и эстетически новаторских произведений (как романы Платонова илиНабокова, Битова или Соколова), а вокруг тех текстов, которые в достаточно традиционной манере обсуждали острые политические вопросы и которые предлагали популярную антитоталитарную модель советской истории. Образцовым в этом плане представляется роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» (написан в 60-х годах, опубликован в 1986), побивший в годы «перестройки» все рекорды по популярности.

86й год – публикация «Защиты Лужина» В. Набокова. Этот роман был опубликован в журнале «Москва», массовый поток литературы начинается с имени Набокова. Важнейший пафос всей эстетики Набокова – желание вернуть литературе ее эстетическую роль, вернуть ей то, что всегда отступало в критике на второстепенный план. Он стал предтечей десакрализации литературы. Именно в эти годы литература начала переживать серьёзные изменения - современность поставила под вопрос литературоцентричность русского сознания, меняются представления о роли литературы. (Три произведения 85-86го годов – повести «Пожар» Распутина, «Печальный детектив» и «Плаха» - дают начало осмыслению кризисных состояний в литературе и в обществе).

86й год стал пиком публикации «задержанной» литературы. Толстые журналы («Дружба народов», «Октябрь», «Новый мир», «Москва») публикуют разные запрещенные ранее произведения. На первый план выходит тематическое своеобразие произведений - это откровение о постреволюционном терроре. Критика задавалась вопросом: эта литература могла считаться современной? Интерес к литературе становится колоссальным. Возвращенная литература становится современностью, на какое-то время она вытесняет литературу, которая создавалась в 90е годы. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров, приближаясь к миллионным отметкам. «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» конкурировали в публикаторской активности. Многие произведения вошли в школьную программу.

«Возвращенная литература» и литература метрополии, наконец, сливаются в одно русло русской литературы XX века. Естественно, и читатель, и критика, и литературоведение оказываются в сложнейшем положении, потому что новая, полная, без белых пятен, карта русской литературы диктует новую иерархию ценностей, делает необходимой выработку новых критериев оценки, предлагает создание новой истории русской литературы XX века без купюр и изъятий. Под мощным натиском первоклассных произведений прошлого, впервые широко доступных отечественному читателю, современная литература как будто замирает, пытаясь в новых условиях осознать самое себя. Характер современного литературного процесса определяет «задержанная», «возвращенная» литература. Не представляя современный срез литературы, именно она влияет на читателя в наибольшей степени, определяя его вкусы и пристрастия. Именно она оказывается в центре критических дискуссий. Критика, также освобожденная от сковывающих пут идеологии, демонстрирует широкий диапазон суждений и оценок. С появлением новых материалов обнаружились и новые подходы к осмыслению общественных явлений, что сопровождалось характерной для того времени остротой споров, дискуссий, нередкой субъективностью критических высказываний, поляризацией взглядом. Так, в частности, острую полемику вызвала статья Вик. Ерофеева «Поминки по советской литературе», опубликованная в 1990 г. в «Литературной газете».

Впервые мы оказываемся свидетелями такого феномена, когда понятия «современный литературный процесс» и «современная литература» не совпадают. В пятилетие с 1986 по 1990 год современный литературный процесс составляют произведения прошлого, давнего и не столь отдаленного. Собственно современная литература вытеснена на периферию процесса.

Одной из основных тем «возвращенной» литературы была тема революции и строительства нового мира. Становясь свидетелями жестокой революционной ломки, многие писатели сомневались в ее необходимости или сатирически изображали ее результаты. В связи с этим можно указать на роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (1955). Автора книги исключили из союза писателей и вынудили отказаться от Нобелевской премии из-за его неоднозначной позиции по отношению к Октябрьской революции 1917. Если Пастернак позволил себе сомневаться в революции, то М.А. Булгаков ее безоговорочно отрицал в повести «Собачье сердце». Повесть Андрея Платонова «Котлован» (1930) сходна с «Собачьим сердцем» своим философско-аллегорическим характером. При этом она была опубликована практически одновременно с произведением Булгакова (июнь 1987). В «Котловане» изображена бригада рабочих, которые роют котлован для фундамента общепролетарского дома и заботятся о девочке-сироте. В этом заключен намек на революционное строительство. Прерывая работу, они отправляются в деревню, которую очищают от зажиточных крестьян (отправляют их на плоту в море). Так автор изображает начавшуюся коллективизацию. К финалу работа над общепролетарским домом не продвинулась дальше котлована, который к тому же становится могилой для умершей девочки-сироты. В своей повести писатель указывает на неосуществимость социалистического рая, построенного на страданиях невинных жертв.

Ещё одной темой возвращенной литературы являются сталинские репрессии. Наиболее ярко она раскрыта в творчестве Варлама Шаламова («Колымские рассказы», опубликованы в 60-е гг.), А.И. Солженицына (роман «Архипелаг ГУЛАГ» (начат в 1958 году, закончен в 1967 году. В СССР опубликован в 1989 г.) и Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Солженицын заканчивает роман-исследование «Архипелаг Гулаг», в котором отражает свой лагерный опыт. Однако после свержения Хрущева начинаются систематические преследования, и с 1975 по 1994 год писатель находился в эмиграции.

Во второй половине 1980-х годов писатели так же поднимали тему раскулачивания и много писали о 1937 годе.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: