Тема 4. Правда и ложь (2 часа)

Цель: сформировать у учащихся представление о человеке, который лжет, и о правдивом человеке; понимание того, что человек, который ворует, становится рабом.

Основные понятия: свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от воровства.

Форма организации деятельности: чтение, упражнение, обсуждение.

Средства: книга со сказкой.

 

Занятие 6.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Правда - свобода, ложь - это рабство».

Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда».

Инструкция: социальный педагог может использовать сказку В.Н. Даля «Правда и Кривда» в сокращенном варианте или заменить ее обсуждением темы «Правда и Ложь».

Обсуждение: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»). Почему Правда утверждает, что с Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет). Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги). Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму-разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.)

Социальный педагог подводит детей к выводу: Ложь иногда в выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет. Ведь не зря говорится в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не лгал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, рано или поздно они об этом узнают. Лучше бы ученик признал свои ошибки, постарался их исправить, чтобы больше не повторять.

3. Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?».

Обсуждение: почему старшие ребята перед взрослыми скрывают факт курения? факт употребления алкоголя? (Попадая в зависимость от курения, алкоголя, подростки скрывают, лгут себе и взрослым, потому что не осознают опасность и вредность психоактивных веществ). Важно социальному педагогу отметить, что взрослые обязательно помогут подростку отказаться от совершения противоправных поступков.

Беседа. Социальный педагог поясняет, что, начав воровать, вор становится постепенно рабом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь воровать, что вор не может ни о чем другом думать. Чем чаще он ворует, тем ему сильнее хочется воровать. «Ловушка» захлопывается. Теперь все поступки вора направлены только на добывание тех предметов, которые он выбрал для совершения актов воровства.

Например, вор может часами бродить по городу, чтобы найти тот предмет, который хочет украсть, а когда найдёт его готов пойти на всё, что бы украсть.

4. Рефлексия эмоционального состояния «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

5. Завершение занятия.

 

Занятие 7.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Вор - тяжело больной человек».

 Вы, конечно, видели на улице пьяного человека. Как он выглядит? Покажите, как он двигается, как выглядит. Обсуждение (алкоголик выглядит неопрятным, старым, нездоровым).

Воровство разрушает личность человека. Жизнь подчинена одной цели: быстрее украсть. Вор становится подобен наркоману, которому нужен наркотик, потому что он знает, если вовремя не принять очередную дозу наркотика, то наступает «ломка». Наркотики, убивают здоровье, укорачивают жизнь наркомана, а воровство убивает душу человека. Многие наркоманы умирают от передозировки наркотика, а воров садят в тюрьму.

3. Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?». Воры - несвободные люди, так как зависят от воровства. Вор постоянно готов обманывать, если это помогает ему добывать вещи, которые он ворует. Поэтому, если вдруг кто-то из ваших друзей начал воровать и говорить вам, что воровать можно попробовать ради любопытства или чтобы стать «взрослым», не верьте ни одному его слову. Человек, который лжет, не может быть другом.

Воровство наказывается Законом.

4. Психокоррекционная сказка «Светофорчик» (коррекция лжи).

5. Рефлексия Акрослово: дайте характеристику на каждую букву слова ВОР (В – ветреный, взбалмошный, вздорный, взрывной, враждебный; О - озлобленный, осторожный, отчаянный, обидчивый, осмотрительный; Р – развязный, раздражительный, расчетливый, рисковый) и слова ПРАВДА (П – позитивный, порядочный, понимающий преданный, приветливы, примерный; Р – радушный, разумный, рассудительный; А – аккуратный, активный; В – вежливый, вдумчивый, верный, веселый, воспитанный; Д – добрый, доверчивый, деликатный, дружелюбный, душевный).

6. Завершение занятия. Домашнее задание: нарисовать или сделать из пластилина, глины поделку «Правда».

 

Тема 5. Добрые дела (2 часа).

Цель: сформировать у учащихся представление о добре и зле. Воровство - злое дело.

Основные понятия: добро и зло, общение, чума.

Форма организации деятельности: упражнение, чтение, обсуждение, беседа, игра.

Средства: книга с рассказом, маски для игры, доска, ватман, фломастеры.

 

Занятие 8.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Что такое добрые дела?».

Чтение одного - двух рассказов К.Д. Ушинскогo: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук». Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел.

Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек.

Доброта как черта характера человека - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба - злость и недоброжелательность к кому-нибудь.

3. Беседа «Совершение воровства - это доброе дело или злое?».

Это не может быть добрым делом. Ведь воровство это болезнь такая же, как чума или наркомания. Главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде. После приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания - наркомании. Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель - болезнетворные микробы, у наркомании же микробами, которые заражают человека, являются «предложения попробовать наркотик».

4. Чтение и обсуждение психокоррекционной сказки «Морская свинка Дуся» (коррекция воровства).

5. Рефлексия:

- Над чем работали?

- Что нового узнали?

- Над чем нужно работать?

6. Завершение занятия.

 

 

Занятие 9.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Воры-микробы».

Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «Воров- микробов», предлагая всем попробовать украсть. Задача участников игры корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На доске (ватмане) записаны фразы отказа от воровства, которые обсуждаются заранее, или предлагается тренером. После игры снимаются маски.

Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от воровства? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от воровства можно назвать добрым делом? хорошим поступком? Сделанный хороший поступок приносит удовольствие, настроение, остается в памяти.

3. Работа с пословицами (Лучше по миру собирать, чем чужое взять. Чужое взять – своё потерять.).

- Внимательно прочитайте пословицу.
- Выясните значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время.

- Выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит?

- Подумайте, в какой житейской си­туации можно употребить пословицу.

4. Рефлексия «Пожелания от учащихся».

5. Завершение занятия.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Заполните, пожалуйста, данные приведенные ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: