Реформа политической системы

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...…3

1. Реформа политической системы………………………………………...….4

2. Экономическое положение СССР в последние годы существования……5

3. Внешнеполитическая деятельность правительства …………………...…10

4. Причины развала СССР …………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………….....16

 


 


Введение

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской жизни.                                                             Инициатором «перестройки» - «революции сверху» являлся М.С. Горбачев, который 11 марта 1985 был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы.                                                                                       Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально – экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить социальные вопросы. Прежде всего, жилищный и продовольственный.                                                                         Сама по себе идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей и одновременно – реформа политической системы.

Реформа политической системы

В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А.Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е – начале 50-х годов граждан.                    Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей в партийных организациях.                                                                                В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти.                                                                                 Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества .                                                                    Утверждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.                                               Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).                        В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе – Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю.Д. Черниченко. Съезд сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С. Горбачев.                         Тем самым, подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы: во-первых, курс, взятый М.С. Горбачевым, на ускорение социально-экономического развития не принес желаемых результатов, а даже наоборот, усугубил общее положение и состояние центра Союза (РСФСР) как на внутреннем, так и на внешнем уровне; во-вторых, начавшиеся колебания в политической среде, неопределенность дальнейшего пути развития вызывали всеобщее ощущение потерянности и непонятности судьбы великой державы. Поэтому, к концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М.С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР.

2. Экономическое положение СССР в последние годы существования                                                                                       Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС, она была катализатором всех последующих экономических реформ.                                На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. По утверждению М.С. Горбачева, страна находилась в предкризисном состоянии.Предприятия технически плохо оснащены, при этом ручной труд в пищевой промышленности составлял 60%. В среднем производительность труда в СССР была в 2,5-3 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. Отсутствие тары и емкостей по хранению приводило к еще большим потерям. Выход виделся Горбачеву только в немедленных реформах, прерванных ранее в период правления Черненко.                                   В 1986 г. была принята программа «Интенсификация-90», предусматривающая опережающее развитие в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения.                                                                    В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько скоропоспелых решений. В мае 1985 г. публикуется постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», в соответствии с которым предусматривалось ежегодно сокращать производство и реализацию водки, ликероводочных изделий, а к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин.                    Это благое по своей сути начинание довольно скоро обернулось большими потерями.Были просто вырублены тысячи гектаров виноградников. Уже в 1987 г. сбор винограда в целом по стране сократился по сравнению с ежегодным сбором в 1981-1985 гг. почти на 20%. В итоге, в результате этой кампании только за четыре года в государственный бюджет не поступило около 70 млрд. руб. Осенью 1988 г. были отменены ограничения на продажу алкоголя, и кривая потребления поползла вверх.         В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ. Помимо «Интенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Желище-2000» и др.                                

В 1986 г. показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве на 5%. В значительной степени это определялось ростом инвестиций и одновременно сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд. руб., а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании.                                       Продемонстрировав сложившуюся предкризисную ситуацию в советской экономике, я хочу сказать, что это и были настоящие причины радикальных экономических реформ, начавшихся в 1987 году. Главная их направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но сущность административно-командной системы затронута не была.          В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.Сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства говорилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июль 1990 г.).                            

На рубеже 80 – 90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). Был принят закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства.

    Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор – в коллективах и частных формах – получал все более широкое распространение в экономике.                                               Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции.                                                                      Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек.                                                                              Нужно сказать, что рыночные отношения не заладились в силу нескольких причин. Во-первых, механизм самой реформы явно не соответствовал выдвинутой цели. Он не допускал плюрализма собственности, не затрагивал основ сложившейся в прежние годы административно-командной системы экономики, в том числе системы министерств, и не менял мотивации к труду. Более того, половинчатое реформирование способствовало росту диспропорций в экономике, так как, разрушая старую систему экономических отношений, не создавал принципиально новой. Поэтому уже в 1988 выяснилось, что закон прочно «забуксовал», а в следующем – потерпел фиаско. Во-вторых, рыночные отношения не заладились и в силу социалистических стереотипов сознания, характерных и для администраций, и для государства, и для рабочих. Накануне вступления закона «О государственном предприятии (объединении)» в силу было известно, что в стране насчитывается более 30% убыточных предприятий, кроме того, еще 25% получали небольшую прибыль, а это обрекало всех их, в условиях перехода к самофинансированию и прекращения государственных дотаций, на банкротство. Тем самым, закон «О государственном предприятии», как и прежде экономические реформы, принес результаты противоположные ожидаемым.                                                                                   Таким образом, законы, принимаемые в 1987-1989 гг., для активизации экономического развития страны не давали предполагаемой отдачи: кризисное состояние продолжало углубляться. Дело в том, что причины провала всех экономических реформ, предпринятых после 1985 г., не вскрывались. Делался особый упор на необходимость поэтапного введения хозяйственных новшеств под строгим государственным присмотром, хотя было уже ясно, что новшества намертво вязнут в поэтапности, а государственное регулирование не давали возникнуть рынку товаров, ни тем более рынку труда.                                                         Именно эти проблемы и будут в центре дискуссий и политического противостояния в 1990-1991 гг. при поиске путей вывода экономики СССР из кризисного состояния в условиях перестройки.                                       Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике – была группа экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течении 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина. со стороны государства над складывающимся частным сектором.                                                       Политика реформирования экономики имела значительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы. В том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста.                                                               В 1990 г. по всей стране были введены различные регламентации на продажу многих товаров: карточки, талоны, купоны и т.п. А в 1991 г. в страну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран и международных организаций.                                                      Таковы главные причины «пустых полок». Отсюда понятен и возникший экономический парадокс: при полной опустошенности потребительского рынка падение розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) в анализируемом году составило 5%, что не идет ни в какое сравнение с другими макроэкономическими показателями. Такая же ситуация и с приближающимся голодом. На самом деле падение сельскохозяйственного производства в 1991 г. составило 4,5%, и с точки зрения наличия ресурсов ситуация была кризисная, но управляемая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: