Развитие познавательных процессов

Процесс когнитивного развития зависит от нескольких факторов. С одной стороны, в средних классах школы по каждому предмету дается система научных понятий, учебный материал объединен в классы, родовые категории с видовыми особенностями, и строгая научная логика определяет развитие всех психических функций. С другой стороны, демонстрация взрослости проявляется как критическое отношение к школе. Многие предметы подросток считает ненужными, а многие задания глупыми, которые не стоит выполнять.

Отношение к предмету чаще всего зависит от отношения к учителю. Есть еще один фактор, влияющий на умственное развитие подростков, - это усвоение способов работы с учебником.  Противоречивое влияние названных факторов - уровня знаний, желания их усваивать и умения учиться - вызывает кризисные явления в умственном развитии подростков.

Развитие восприятия. Связано с интеллектуализацией всего чувственного познания. Необходима установка на размышление в процессе восприятия, определение причинно-следственных связей.

Трудности в решении задач по физике, химии связаны с неумением увидеть в них конкретное выражение закона, правила, теоремы. Только складываются новые отношения между отвлеченным и конкретным, всеобщим и его разнообразными проявлениями.

Под влиянием учителя рассуждения больше включаются в процесс восприятия.

Развитие памяти. Связано с интеллектуализацией этого процесса.

При должном руководстве происходит перестройка памяти. Увеличивается запас приемов опосредованного запоминания, частота их использования и количество учеников, пользующихся ими. Применение приемов запоминания становится более сознательным - выделяют опорные моменты текста, проводят смысловую группировку, намечают устный план ответа.

Главное место в подготовке уроков - анализ содержания материала, его внутренней логики. Опора на такой единый план организует и упорядочивает запоминание, облегчает воспроизведение. И рассказы становится логичными.

Однако в этом возрасте многие продолжают «задалбливать» учебный материал, не включая мышление в запоминание, что снижает успеваемость.

Развитие внимания. Связано с особенностью учебного материала. Показателем развития будет умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, умение мысленно активно включаться в объяснение, следить за логикой доказательства, отмечать для себя его основные моменты. Внимание становится активным.

Усиливается распределенность внимания. Разделяется внутренняя внимательность и внешнее ее выражение.

Учебная деятельность основана на рефлексии, требует самоконтроля и потому развивает все свойства внимания. Но это возможно при развитии учебной мотивации, желания успешно учиться.

Развитие речи. Связано с тем, что материал уроков дает обилие новых терминов-понятий, обогащает словарный запас. Понимание речи значительно опережает активную речь, устную и письменную.

В учебной работе становится контролируемой и управляемой. В определенных значимых ситуациях подростки стремятся говорить логично, красиво, правильно.

Способствует развитию смысловая обработка текста. Речевые образцы переходят в состав активного словаря.

Особое влияние оказывает общение со сверстниками, дворовые компании. Для них характерна своя языковая субкультура - слэнг - как средство обособления своей группы и от взрослых, и от детей.

Воображение подростков. Активно включается в процесс познания и обеспечивает личностное принятие учебного содержания. Усваиваются знания и эмоциональное отношение к событиям. Особое значение и развитие приобретает пространственное воображение.

Происходит расширение временной перспективы личности.

К концу подросткового возраста образы-идеалы становятся регуляторами поведения хотя бы ситуативно, во внешних чертах: ребята накачивают мускулы, вырабатывают походку, подражают мимике своих кумиров.

Развитие мышления. Основа - система научных понятий в соответствии с той или иной базовой наукой. Зачастую выражена системой знаков, усвоение которых проходит в плане абстрактного мышления. Ученики должны научиться рассуждать, строить гипотезы и доказывать их.

Начинается развитие теоретического, формально-логического, рефлексивного мышления. Происходит овладение приемами предварительного мысленного решения задач и их проверки на основе выявления всех возможных связей и отношений. Мышление предположениями характерно для научного познания, но начинает формироваться при овладении основами наук, в средних классах школы и под контролем учителя. Способность к абстрактному мышлению - главное достижение данного возраста.

Легко удаются индукция, обобщение конкретных фактов, где хоть в какой-то мере можно опираться на образное мышление.

Интеллектуальное развитие достигает высокого теоретического уровня, но все еще остается в зоне ближайшего развития, зависит от помощи и требовательности учителя, от активности самого подростка в усвоении образцов научного познания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: