Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте

Учение - главный вид деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит психическое развитие, ста­новление как гражданина. Преимущества заключаются в избирательной готовности, повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения.

Большим достоинством является готовность ко всем видам учебной деятельности, кото­рые делают подростка взрослым в собственных глазах. Привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность строить свою познавательную деятельность за пределами школы.

Эту готовность ребенок увы еще не умеет реализовать, ибо не владеет способами выполнения но­вых форм учебной деятельности. Нередко снижа­ется и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутрен­ний отход от школы». Этот отход выражает­ся в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Основная причина - несформированность учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность — потребность в самоутверждении.

Одним из резервов повышения эффективности обучения является целенаправленное формирование мотивов учения. Оно непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей — познавательная по­требность. При ее удовлетворении формируются устой­чивые познавательные интересы, которые определяют поло­жительное отношение к учебным предметам.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетво­рение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение по­знавательной потребности и познавательных интересов вызыва­ет состояние скуки, апатии, безразли­чия и резко отрицательное отношение к «неинтерес­ным» предметам. При этом в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, прие­мы овладения знаниями.

Существенное зна­чение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важ­но осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилен­ным ростом самосознания.

Многие учеб­ные предметы нравятся потому, что они отвечают потребностям много знать  и уметь, быть куль­турным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеж­дения и интересы, сливаясь воедино, создают по­вышенный эмоциональный тонус и определяют активное от­ношение к учению.

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то могут сформироваться негативные убеждения и отри­цательное отношение к существующим учебным предметам. Суще­ственное значение при отрицательном отношении имеет осознание и переживание неуспеха в овладении учебными предметами. Неуспех вызывает бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неус­пех повторяется, то закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Благоприятной ситуацией учения является ситуация успеха, которая обеспечивает эмоцио­нальное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь пораже­ния порой приводит к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми.

Нередко смысл оценки выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в умственных способностях и возможностях.  Это связано с потребностью осоз­нать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые сторо­ны. И в этом плане существенное значение имеет оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других и самооценка.

Доминирующую роль начинает играть самооценка. Важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном, направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. От­ношение подростков к учению обусловлено прежде всего каче­ством работы учителя и его отношением к учащимся. При этом под­ростки считают, что многое зависит и от них самих, и прежде всего от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учитель хотя и требователь­ный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: