Учение - главный вид деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит психическое развитие, становление как гражданина. Преимущества заключаются в избирательной готовности, повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения.
Большим достоинством является готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают подростка взрослым в собственных глазах. Привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность строить свою познавательную деятельность за пределами школы.
Эту готовность ребенок увы еще не умеет реализовать, ибо не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Нередко снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Основная причина - несформированность учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность — потребность в самоутверждении.
Одним из резервов повышения эффективности обучения является целенаправленное формирование мотивов учения. Оно непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей — познавательная потребность. При ее удовлетворении формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют положительное отношение к учебным предметам.
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает состояние скуки, апатии, безразличия и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.
Существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания.
Многие учебные предметы нравятся потому, что они отвечают потребностям много знать и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают повышенный эмоциональный тонус и определяют активное отношение к учению.
Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении имеет осознание и переживание неуспеха в овладении учебными предметами. Неуспех вызывает бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Благоприятной ситуацией учения является ситуация успеха, которая обеспечивает эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.
Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми.
Нередко смысл оценки выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в умственных способностях и возможностях. Это связано с потребностью осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане существенное значение имеет оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других и самооценка.
Доминирующую роль начинает играть самооценка. Важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном, направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.
Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Отношение подростков к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к учащимся. При этом подростки считают, что многое зависит и от них самих, и прежде всего от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учитель хотя и требовательный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий».