Исторически первой международной организацией, привлеченной к выполнению миротворческих миссий ООН, стала Организация Североатлантического договора, или Североатлантический альянс (НАТО).
Созданный как региональная организация (в соответствии с Вашингтонским договором зоной контроля НАТО является любая часть Европы или Северной Америки, а также острова, находящиеся под юрисдикцией стран НАТО), Альянс постепенно распространил свое силовое влияние и на другие регионы (например, Афганистан).
Страны — участники НАТО обязались «объединять свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности», соблюдая верность Уставу ООН, развивать экономическое сотрудничество, охранять «свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и господства права».
Ст. 5 Договора закрепляет принцип коллективной безопасности. Интерес представляет положение, согласно которому помощь должна оказываться незамедлительно. На практике союзные договоры того времени предусматривали в случае нападения или угрозы такого нападения проведение сторонами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами.
|
|
Итак, НАТО является организацией военного сотрудничества, задача которой состоит в создании альянса между государствами-членами для обеспечения коллективной обороны, реализуя соответствующие положения ст. 51 Устава ООН. Заключив Североатлантический договор, государства- члены взяли на себя обязательство поддерживать и развивать как индивидуально, так и коллективно свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования.
Североатлантический совет — главный орган НАТО, включающий представителей каждого государства-члена. Совет может собираться на уровне постоянных представителей государств-членов при НАТО, министров иностранных дел, министров обороны государств-членов либо глав государств или правительств. Председательствует в Совете генеральный секретарь НАТО, выполняющий функции координатора и организатора заседаний. Североатлантический совет может рассматривать на своих заседаниях любой вопрос, относящийся к ведению организации. Его деятельности содействует Главный политический комитет, осуществляющий подготовку заседаний Совета и принимаемых им решений. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Следующий по важности орган НАТО — Комитет военного планирования, заседающий в составе постоянных представителей государств-членов и не реже двух раз в год — в составе министров обороны государств-членов. Именно в его рамках решается большинство вопросов, касающихся коллективной обороны.
|
|
В том же составе и в том же порядке, что и Комитет военного планирования проводит свою работу Группа ядерного планирования, рассматривающая вопросы, связанные с развертыванием ядерных вооружений, обеспечением безопасности при их базировании, осуществлением контроля за их нераспространением и т. п.
Именно на эти органы возлагаются важнейшие функции, связанные с принятием решений и претворением в жизнь политики Альянса. Решения, принимаемые каждым из этих органов, имеют одинаковый статус и отражают согласованную политику государств-членов независимо от уровня, на котором они принимаются. Этим главным органам НАТО подчиняются специализированные комитеты, в которые также входят представители государств. Основной механизм, позволяющий Североатлантическому альянсу осуществлять процесс консультаций и принятия решений, опирается на эту структуру комитетов, что обеспечивает представительство каждого государства-члена на всех уровнях и во всех областях деятельности НАТО.
Эти органы, ряд комитетов, ответственных за различные сферы деятельности НАТО, и генеральный секретарь формируют политическую структуру организации.
Военная структура НАТО в Договоре не предусмотрена и формируется на основе решений Североатлантического совета. К высшим военным органам управления Североатлантического союза относятся Военный комитет НАТО и Международный военный штаб НАТО[1].
Военный комитет является высшей военной инстанцией НАТО. Он состоит из начальников генеральных штабов государств-членов и возглавляется председателем. Также заседания могут проводиться на уровне военных представителей государств-членов при НАТО. Комитет осуществляет руководство практическими военными мероприятиями организации, выдвигает предложения по совершенствованию коллективной обороны и подотчетен в своей деятельности органам политической структуры НАТО. Военному комитету непосредственно подчиняются два верховных главнокомандующих НАТО: Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе и Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Атлантике. Военному комитету в его деятельности содействует Международный военный штаб.
За планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета отвечает Международный военный штаб. На него также возложены функции контроля за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета. В штаб входят направляемые государствами-членами военнослужащие, которые в дальнейшем действуют в общих интересах Альянса и получают статус служащих организации, а не национальных вооруженных сил.
За общее направление деятельности в сфере военного управления силами Альянса в соответствующих зонах ответственности перед военным комитетом отвечают командующие стратегическими командованиями. У каждого из них имеются представители в НАТО, которые помогают командующим в обеспечении тесного взаимодействия с политическим секретариатом и военным штабом штаб-квартиры НАТО.
В объединенную военную структуру включаются войска, выделяемые НАТО на определенных условиях государствами — членами Альянса, участвующими в этой структуре. В настоящее время такие войска подразделяются на три основные категории: силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления.
Силы реагирования — это высокомобильные сухопутные, воздушные и морские силы многоцелевого применения, находящиеся в высокой степени боевой готовности, которые можно использовать по первому требованию для скорейшего военного реагирования на кризис.
|
|
Главные оборонительные силы включают сухопутные, воздушные и морские формирования, состоящие из кадровых и мобилизованных военнослужащих, способные сдерживать и отражать военный нажим или агрессию. В их состав входят многонациональные и национальные формирования, находящиеся в различных степенях боевой готовности. К ним относятся четыре многонациональных корпуса главных оборонительных сил, а также Еврокорпус, фактически находящийся под контролем ЕС. Некоторые из этих сил могут применяться также в операциях по поддержанию мира[2].
Войска усиления состоят из других войск, находящихся в разной степени боевой готовности и имеющих разные сроки готовности к развертыванию. Они могут использоваться для усиления войск любого региона или морского района НАТО в целях сдерживания, урегулирования кризиса или обороны.
Ответственное лицо НАТО, представляющее организацию во внешних связях и формально осуществляющее руководство большинством структур Альянса, — генеральный секретарь, назначаемый правительствами государств-членов по предложению Совета. Генеральный секретарь осуществляет руководство подготовкой и организацией заседаний структур НАТО, в первую очередь Совета, а также координирует позиции представителей государств-членов в процессе консультаций.
Деятельность НАТО по урегулированию кризисов включает как военные, так и мирные (невоенные) методы. Операции Альянса не различаются по этому признаку. Представляется целесообразным классифицировать операции НАТО по правовым основаниям их проведения: те операции, которые проводятся на основании ст. 5 Североатлантического договора для реализации мер по коллективной самообороне, и все иные, называемые в документах Альянса операциями по поддержанию мира (при этом, как и в ООН, используются и военные, и невоенные механизмы урегулирования).