Правовое регулирование военно-политической интеграции в Европе

 

Из действующих в Европе международных организаций, ставящих сво­ей целью обеспечение длительного мира и международной безопасности в Европе, в работе будут рассмотрены Организация по без­опасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Евросоюз (в части его деятельности по поддержанию мира и безопасности).

ОБСЕ была преобразована из Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе (СБСЕ) с 1 января 1995 г. решением Будапештского со­вещания (1994) в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской, Венской и Хельсинкской декларациях. Таким образом, одним из основных актов данной организации является Заключительный акт СБСЕ (Хельсинк­ский акт 1992 г., или Хельсинки-2).

В числе целей ОБСЕ можно отметить использование норм и стандартов для создания области общей безопасности, активное содействие урегулирова­нию споров и конфликтов и осуществлению миротворческих операций, упро­чение безопасности путем контроля за вооружениями, разоружением.

Высший орган ОБСЕ — Совещание глав государств и правительств. Руководящий совет ответственен за обсуждение и формулирование поли­тики, а Постоянный совет проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения. В рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ обсуждаются вопросы, поднятые на заседаниях Совета, разрабаты­ваются механизмы по предупреждению и разрешению конфликтов.

Одно из наиболее слабых мест в деятельности ОБСЕ – процедура принятия решений. Организация объединяет государства с весьма различными интересами во внешней политике и принимает ре­шения на основе консенсуса. Если при разработке различных документов подобная методика себя оправдывает, то при необходимости оперативного решения вопросов, связанных с угрозой миру и безопасности в регионе, сбои неизбежны, что и доказали конфликты в Европе последних лет.

Но ОБСЕ предпринимает меры по усилению своей роли (в правовом плане это было продемонстрировано введением принципа «консенсус ми­нус один»). Яркий пример проявления политической воли — подписание Хартии европейской безопасности (1999)[3] и Стратегии ОБСЕ, обращенной к угрозам безопасности и стабильности XXI в. (2003).

Ограниченная политическим характером своих решений, ОБСЕ не об­ладает возможностью координировать действия военных блоков. Это за­крепляет и п. 8 Хартии европейской безопасности, раскрывающей принцип равной и одинаковой безопасности, в соответствии с которым подтверж­дается присущее каждому государству право свободно выбирать или менять способы обеспечения своей безопасности, в том числе через участие или неучастие в союзных договорах, а также право на нейтралитет.

Тем не менее среди направлений деятельности ОБСЕ есть и такие, как мирное урегулирование споров, раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов, постконфликтное восстановление и военно-политическое измерение.

В рамках военно-политического измерения была проведена большая работа по разработке и принятию ряда важных международных соглашений в области контроля за вооружениями. В результате были подписаны такие важные договоры, как, например, Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ, 1990), Договор по открытому небу (ДОН, 1992).

Помимо нормотворческой деятельности, документы ОБСЕ предусма­тривают возможность принятия практических мер для воздействия на конфликтные ситуации. Во-первых, это инструменты по привлечению внимания к ситуациям, способным перерасти в кризис, включая воору­женные конфликты. В частности, любое государство-участник вправе вы­нести любой вопрос на рассмотрение Постоянного совета, еженедельно собирающегося в Вене на уровне послов. Также существует механизм ор­ганизации экстренных заседаний, в том числе на уровне министров ино­странных дел, в отношении чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, существуют и инструменты урегулирования споров. В 1991 г. была разработана процедура, в соответствии с которой государства — сто­роны спора могут обратиться с просьбой об учреждении специального механизма ОБСЕ, который может рекомендовать сторонам возобновить переговоры или принять другую процедуру урегулирования: установление фактов, примирение, посредничество, добрые услуги, арбитраж, судебное разбирательство и т. п. Стороны также могут просить представить им общие или конкретные замечания или советы по существу спора, с тем чтобы помочь добиться урегулирования в соответствии с международным правом и их обязательствами в рамках ОБСЕ.

На случай возникновения вооруженного конфликта все государства ОБСЕ взяли на себя обязательство «стремиться содействовать реальному прекращению военных действий и стараться создать условия, благопри­ятные для политического урегулирования конфликта». Они также обязаны «сотрудничать в оказании поддержки акциям гуманитарной помощи». В рамках такого сотрудничества могут проводиться консультации в отно­шении необычной военной деятельности, осуществляться меры стабили­зации в отношении локальных кризисных ситуаций, меры по укреплению роли ОБСЕ как форума для политического диалога.

В ОБСЕ регулируются и вопросы, связанные с правами и обязан­ностями военнослужащих, применительно к различным сферам обще­ственной жизни. Однако в отличие от НАТО в ОБСЕ не существует соглашения, определяющего статус вооруженных сил, и соответствую­щие рамочные положения закреплены в Кодексе поведения, касаю­щемся военно-политических аспектов безопасности.

Для управления силами быстрого реагирования возможно использова­ние одного из трех механизмов:

• обращение к военным ресурсам НАТО;

• использование военного штаба одного из государств-членов с уча­стием военных представителей штабов других государств-членов;

• использование собственных органов военного управления ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: