Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

Пройти тест онлайн по вариантам (вариант выбираем согласно вашему номеру в журнале: нечетные номера – 1 вариант, четные номера – 2 вариант)

1 вариант:

Https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScCntPYhAVuh1HHNnLzjQO8qxvkCkGntATLE_tOxwVF8ehdFA/viewform

2 вариант:

Https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeosfa_dGfaStqRDoMcO49wJNYI_4GtpQw-aScl4uYGQ9dHbQ/viewform

Занятие № 10

Лекция № 10

Тема:Административное право. Особенности административного судопроизводства. Основы жилищного, финансового, экологического права

План

1. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

2. Административные наказания

3. Общие принципы природопользования. Экологические права и обязанности граждан

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум это словосочетания «административное правонарушение», «административный проступок», «административное наказание», «административный арест», «арест на пятнадцать суток». Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и т. д.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например министерство и департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения. Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Субъектами административной ответственности мо­гут быть: граждане (с 16 лет); должностные лица (руково­дители организаций и т. п.); юридические лица. При этом в кодексе установлены разные размеры штрафов по оди­наковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений.

Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они (граждане) не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан.

Источниками административного права являются различные административно-правовые нормы. Они отражены в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях. Далее идут законы, такие как: «Об органах службы безопасности», «О Государственной границе» и др. Следующий уровень – указы Главы ДНР, постановления Правительства ДНР, приказы министерств, агентств и служб, распоряжения местных администраций.

Нормы человеческого общежития, правила деятельности в сфере управления соблюдают, к сожалению, не все. Поэтому законодательством предусмотрена административная ответственность,   которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение. Это не преступление, хотя порой весьма трудно отличить одно от другого.

В Кодексе пять разделов: раздел I – Общие положения; раздел II – Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них); раздел III – Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; раздел IV – Производство по делам об административных правонарушениях; раздел V – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Признаки административных правонарушений

 

Каковы признаки административных правонарушений? Их пять: 1) деяние (действие или бездействие); 2) его противоправность; 3) его виновность; 4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями; 5) общественный вред.

В Особенной части КоАП сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

       В КоАПе указаны органы, полномочные рассматривать эти дела, — суды (являющиеся и высшей инстанцией для других органов, чьи решения могут обжаловаться как у вышестоящего начальника, так и в суде), районные комис­сии и др. Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД, дела о правонаруше­ниях в различных областях общественной жизнедеятельно­сти (на транспорте, в строительстве, рыболовстве и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам), осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях.

       Рассмотрение этих дел и обжалование решений и по­становлений осуществляются по принципам, аналогичным установленным в других отраслях процессуального права.

За каждое из административных правонарушений (проступков) предусмотрено соответствующее административное наказание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: