Эргономика как комплексная междисциплинарная наука о труде

С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают существенные изменения функции, роль и место человека в труде.

Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, а также антропология, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании техники оказывается не только недостаточным, но и недостижимым на практике. Возникла необходимость в исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования, технически сложных потребительских изделий. Такой подход позволяет не только приспособить технику и условия ее функционирования к человеку или группе людей, но и формировать их способности в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним современная техника.

Эргономика одновременно и научная, и проектировочная дисциплина. Она возникла на стыке наук о человеке и его деятельности и технических наук. Комплексное изучение человека (группы людей) и их деятельности с техническими средствами и предметом деятельности в среде, в которой она осуществляется, составляет ее научное содержание. Эргономика тесно связана с инженерной психологией.

Эргономические исследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не на познание, а на преобразовательно-проектное действие. Основываясь на многообразии практических и проектных задач, эргономические исследования имеют собственную логику. Например, результатом относительно простого эргономического исследования скорости считывания зрительной информации является не отвлеченная характеристика восприятия человека, она всегда — функция типа устройства, с помощью которого отображается информация. Оптимальный режим считывания определяется исходя как из общих закономерностей восприятия информации человеком, так и из конструктивных особенностей технических компонентов системы, в которой он работает.

Изучение антропоморфного моторного поля также показывает различие эргономического подхода и подходов наук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определение моторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологии осуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартных положениях тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключение тумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить иные характеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрия приняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируется уже не только область пространства, а "пространство — движение — время", включенные в двигательную задачу. Это "живое пространство с колышащимися границами", способное к изменению. Н. А. Бернштейн уподоблял такое пространство паутине на ветру.

Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок — как по отдельном показателям, так и в их сочетании. Взаимосвязанное эргономическое проектирование систем "человек — машина" и "человек — среда" — непреложное требование оптимизации деятельности человека и ее условий, характерное для эргономики.

Кроме термина система "человек — машина", используются и другие: "эргатическая система", система "человек — автомат", система "человек — техника", что не меняет сути дела. Система "человек — машина" относится к числу основных понятий эргономики, в котором фиксируются существенные признаки данного класса объектов. Это абстракция, а не физическая конструкция или тип организации.

В целостном образовании, каковым является система "человек — машина", эргономика вычленяет и решает проблемы распределения функций в системе, соотношения деятельности человека с функционированием технической системы и ее элементов, распределения и согласования функций между людьми при выполнении рабочих задач, а также проектирует или организует деятельность человека или группы людей с техническими системами и ее элементами, обосновывает требования к указанным средствам деятельности и условиям ее осуществления, разрабатывает методы реализации этих требований в процессе проектирования и использования систем.

Общая цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно и эффективное функционирование систем "человек — машина"; сохранение здоровья и развитие личности. В конкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект может превалировать. Однако общая цель реализуется через совокупность и взаимодополняемость указанных аспектов.

Имея в качестве объекта исследования систему "человек — машина", эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и ее функционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике существуют актуально, т. е. "здесь теперь", порождаются во время взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятся к виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Виртуальная реальность оказывается реальнее самой реальности. Виртуальные механизмы, например образы, актуализируясь, воплощаются в последней. Она — источник как эффективного управления, так и неэффективного.

Эргономику интересуют не все возможные "первичные" качества человека, машины, среды, а лишь те, которые определяются положением и ролью человека в системе "человек — машина", — именно потому они называются человеческими факторами в технике.

Можно выделить несколько определений эргономики.

Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.

Эргономика - отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы «человек - машина», в том числе и так называемые эргатические системы; метод исследования - системный подход.

Эргономика - дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.

Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики: инженерная психология, психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология, конструирование, техническая эстетика и т.д.

Эргономика - системная научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности формирования человеко-ориентированных свойств систем «человек - машина», оказывающих непосредственное влияние на качество деятельности, функциональное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем.

Рядом авторов эргономика условно делится на три подобласти:

1) Микро-эргономика - это исследование и проектирование систем «человек-машина». В неё включаются интерфейсы «человек - компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины), системы «человек – компьютер-человек», «человек - компьютер - процесс», «человек-программа»,, «человек-программное обеспечение».

2) Миди-эргономика - исследование и проектирование систем «человек - рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив - машина», «человек - сеть, сетевое сообщество», «коллектив - организация». Сюда же относятся проектирование организаций, планирование работ, обитаемость рабочих помещений, гигиена труда, проектирование автоматизированных рабочих мест (АРМ), залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов и т.д. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.

3) Макро-эргономика - исследование и проектирование систем «человек - социум, общество, государство», «организация - система организаций».

Предмет эргономики - трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами при влиянии факторов внешней среды.

Объект изучения эргономики - система «человек - техника - среда».

Эргономика реализует четыре направления деятельности:

1) Научное - проведение комплексных междисциплинарных исследований путей придания человеко-машинным комплексам ориентированных на человека свойств.

2) Системное - интеграция данных разных наук о человеке и технике с целью исследования и придания системе «человек - машина», ориентированных на человека свойств.

3) Практическое - участие в формировании ориентированных на человека свойств у вновь создаваемых, модернизируемых и находящихся в эксплуатации конкретных человеко-машинных комплексов путём использования результатов собственных исследований и данных смежных наук.

4) Методическое - обобщение опыта создания эргатических систем, стандартизация и унификация процессов учёта человеческого фактора.

Главные цели эргономики:

- повышение эффективности систем «человек - техника - среда»;

- обеспечение безопасного труда, развития личности профессионала в процессе труда.

Можно выделять теоретические и практические задачи эргономики:

1) Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека - оператора с учётом специфики эксплуатируемой техники и рабочей среды.

2) Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.

3) Разработка принципов создания систем «человек - техника - среда» и алгоритмов деятельности операторов.

4) Перспективное планирование вопросов развития человеко-машинных систем и содержания труда действующих в них операторов.

5) Разработка методов и средств, сопровождающих процессы создания и эксплуатации, эффективных эрготехнических сред.

6) Обобщение опыта создания и эксплуатации человеко-машинных систем, стандартизация эффективных решений.

7) Поиск связей между качеством труда и обеспечивающими его эргономическими параметрами.

Практическими задачами являются:

1) проведению комплексной эргономической экспертизы;

2) проектированию среды обитания;

3) внедрению стандартов в практику проектирования и эксплуатации систем «человек - техника - среда».

Области инженерной психологи и эргономики часто пересекаются, однако между ними есть значимые различия.

В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию - или на человека (инженерная психология), или на учёт особенностей человека при проектировании техники (эргономика). Инженерная психология занимается системами - «человек - техника», а эргономика - «человек - техника - среда». Эргономика - более практическая, а инженерная психология - психологическая, теоретическая дисциплина. Некоторые авторы включают инженерную психологию в состав эргономики и её родственной дисциплины «Учёт человеческих факторов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: