До свидания, лето!
Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит чуткая тишина.
Всем жаль расставаться с летом.
(45 слов)
Слова для справок: чувствовалось, расставаться.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные члены в предложении: В лесу стоит чуткая тишина.
2. Дополните второстепенными членами предложение: Пламенеют клёны.
Контрольный диктант № 3 «Состав слова»
Лось.
Егор Иванович остановился и с тревогой посмотрел на лес. Из болота шёл свежий след лося. А по бокам ещё два следа. Волки! Лесник поспешил по следам.
На поляне волки нагнали лося, а он отбивался копытами. Лесной великан не поддался волкам. Он разогнал зверей и убежал под гору.
(По Г. Скребицкому)
|
|
(47 слов)
Слова для справок: не поддался.
Грамматическое задание:
1. Выдели корень в словах: волки, лесной, убежал.
2. Обозначьте корень и суффикс в слове: лесник. Запишите ещё 2 слова с таким же суффиксом.
Контрольный диктант № 4 «Части речи»
В тайге зимой.
Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко над горами.
На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти глухарю от соболя.
(45 слов)
Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился.
Грамматическое задание:
1. Определить какой частью речи являются слова в предложении: Глубокую тропу в снегу протоптали олени.
2. Подбери однокоренные слова, чтобы они обозначали предмет, действие, признак предмета, с корнем: –зим–
Контрольный диктант № 5 «Имя существительное»
Пернатые друзья.
В детстве у меня был старший товарищ Пётр Иванович. Он держал дома птиц. Одни птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь, на лампу.
Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки. Синица лакомилась салом.
Птицы понимали речь хозяина.
(По Г. Скребицкому)
(42 слова)
Слова для справок: у меня, перелетали.
Грамматическое задание:
1. Определите число и род имен существительных: товарищ, на лампу, семечки.
2. Подчеркните существительные с шипящей на конце, определите род существительных.
|
|
Контрольный диктант № 6 «Падежи имён существительных»
Зимний вечер.
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.
(46 слов)
Слова для справок: сумрак, сторожка.
Грамматическое задание:
1. Определи падеж имен существительных: День, из леса, под ногами.
2. Определи падеж имен существительных в предложении: Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами.
Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное»
Тельняшка.
Белые и синие полоски флотской тельняшки говорят об отваге. Человек в такой майке виден далеко. Синие полоски по тельняшке - это океанские волны. Белый цвет - это штормовые гребни. Море на груди.
Надел матрос тельняшку и сразу расправил плечи. И сразу захотелось совершить трудное дело.
(43 слова)
Слова для справок: флотские тельняшки, отвага, штормовые гребни.
Грамматическое задание:
1. В первом предложении подчеркнуть прилагательные.
2. Подберите подходящие по смыслу прилагательные и допишите их к слову: Матрос.
Контрольный диктант № 8 «Глагол»
Рубеж.
Прошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит вышка. У вышки - пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля.
Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зелёная полоска. Там бьёт из-под земли студёный ключ. Ключ разливается по земле ручьём.
(42 слова)
Слова для справок: рубеж, пологий склон, ключ.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните глаголы в первом и последнем предложении.
2. Определите время глаголов: прошла, стоит, разливается.
Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст»
Глухари.
Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари.
Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности.
(По А. Тамбиеву)
(40 слов)
Слова для справок: оглушают.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные члены предложения в первом и в четвертом предложениях.
2. Найдите и подчеркните однородные члены предложения.
Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного материала»
Зайка и Мурка.
Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы.
А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке.
(По Г. Скребицкому)
(50 слов)
Грамматическое задание:
2. Подчеркните главные и второстепенные члены в первом предложении.
3. Укажите, какими частями речи они выражены.
Литература
1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
|
|
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. – 230 с.
7. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
[1] При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
[2] В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.