Контрольный диктант № 2 «Предложение. Текст»

До свидания, лето!

Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит чуткая тишина.

Всем жаль расставаться с летом.                                                                                                            

(45 слов)

Слова для справок: чувствовалось, расставаться.

Грамматическое задание:

1. Подчеркните главные члены в предложении: В лесу стоит чуткая тишина.

2. Дополните второстепенными членами предложение: Пламенеют клёны.  

Контрольный диктант № 3 «Состав слова»

Лось.

Егор Иванович остановился и с тревогой посмотрел на лес. Из болота шёл свежий след лося. А по бокам ещё два следа. Волки! Лесник поспешил по следам.

На поляне волки нагнали лося, а он отбивался копытами. Лесной великан не поддался волкам. Он разогнал зверей и убежал под гору.

(По Г. Скребицкому)

                                                                                                       (47 слов)

Слова для справок: не поддался.

Грамматическое задание:

1. Выдели корень в словах: волки, лесной, убежал.

2. Обозначьте корень и суффикс в слове: лесник. Запишите ещё 2 слова с таким же суффиксом.

 

Контрольный диктант № 4 «Части речи»

В тайге зимой.

Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко над горами.

    На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти глухарю от соболя.

(45 слов)

Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился.

Грамматическое задание:

1. Определить какой частью речи являются слова в предложении: Глубокую тропу в снегу протоптали олени.

2. Подбери однокоренные слова, чтобы они обозначали предмет, действие, признак предмета,  с корнем:  –зим–

 

Контрольный диктант № 5 «Имя существительное»

Пернатые друзья.

В детстве у меня был старший товарищ Пётр Иванович. Он держал дома птиц. Одни птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь, на лампу.

Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки. Синица лакомилась салом.

Птицы понимали речь хозяина.  

(По Г. Скребицкому)                                        

 (42 слова)

Слова для справок: у меня, перелетали.

Грамматическое задание:

1. Определите число и род имен существительных: товарищ, на лампу, семечки.

2. Подчеркните существительные с шипящей на конце, определите род существительных.

               

Контрольный диктант № 6 «Падежи имён существительных»

Зимний вечер.

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.

(46 слов)

Слова для справок: сумрак, сторожка.

Грамматическое задание:

1. Определи падеж имен существительных: День, из леса, под ногами.

2. Определи падеж имен существительных в предложении: Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами.

Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное»

Тельняшка.

Белые и синие полоски флотской тельняшки говорят об отваге. Человек в такой майке виден далеко. Синие полоски по тельняшке - это океанские волны. Белый цвет - это штормовые гребни. Море на груди.

Надел матрос тельняшку и сразу расправил плечи. И сразу захотелось совершить трудное дело.                                                         

(43 слова)

 

Слова для справок: флотские тельняшки, отвага, штормовые гребни.

Грамматическое задание:

1. В первом предложении подчеркнуть прилагательные.

2. Подберите подходящие по смыслу прилагательные и допишите их к слову: Матрос.

 

Контрольный диктант № 8 «Глагол»

Рубеж.

Прошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит вышка. У вышки - пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля.

Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зелёная полоска. Там бьёт из-под земли студёный ключ. Ключ разливается по земле ручьём.

                                                                                               (42 слова)

Слова для справок: рубеж, пологий склон, ключ.

Грамматическое задание:

1. Подчеркните глаголы в первом и последнем предложении.

2. Определите время глаголов: прошла, стоит, разливается.

 

Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст»

Глухари.

Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари.

Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности.                                                                                  

(По А. Тамбиеву)

(40 слов)

Слова для справок: оглушают.

Грамматическое задание:

1. Подчеркните главные члены предложения в первом и в четвертом предложениях.

2. Найдите и подчеркните однородные члены предложения.

 

Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного материала»

Зайка и Мурка.

Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы.

А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке.

(По Г. Скребицкому)

                                                                                                (50 слов)

Грамматическое задание:

2. Подчеркните главные и второстепенные члены в первом предложении.

3. Укажите, какими частями речи они выражены.

 

 



Литература

1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.

6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. – 230 с.

7. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

 


[1] При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

 

[2] В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: