Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество — открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.
Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены внутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями являются интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, скрытая функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения. Структура общества имеет сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм.
|
|
Система Т. Парсонса получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).
Социальная структура у Т. Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют структуру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству граждан, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, Даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляющим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его Равновесия влечет за собой социальные конфликты.
|
|
Список литературы. Интернет ресурсы.
1. Волков Ю.Г., Мостовой И.В. «Социология», учебник для ВУЗов/ под редакцией профессора В.И. Добренькова – М: Гардарики, 2001, - 432 с.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И.«Социология», учебник, - М: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.
3. Кравченко А.И. «Социология», учебник, - М.: ООО «ТК Велби», 2003, - 536 с.
4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии», учебное пособие для ВУЗов, 2-ое издание – исправленное, -М.: Книжный дом «Университет», 1997., -224 с.
5. http://www.kpi.kharkov.ua/archive/articles/sociologiya/Практикум%20%20по%20социологии%20(рус.).pdf