Мокрушина Анастасия, группа 240
«Дошкольное образование»
Руководитель: Рубахина Е. А.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) говорится о том, что образовательная программа должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Для выполнения этих требований чаще всего используют традиционные методы и приемы для обучения математике, но в недостаточном количестве, внедряют народную педагогику, в частности сам фольклор.
Исходя из этого, объектом работы является процесс математического развития детей четвертого года жизни.
Предмет — роль фольклора в математическом развитии детей четвертого года жизни.
Еще выдающиеся отечественные педагоги Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.М. Леушина и др. неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм, как средства воспитания и обучения детей. Так ранее в народной педагогике, устное народное творчество, часто применялось для развития умственных способностей дошкольников.
|
|
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний, обостряющий наблюдательность, а также как занимательный материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Устное народное творчество помогает взрослым в воспитании у детей положительного отношения к режимным моментам и обучению. Чтение потешек, загадок, сказок, песенок обязательно сопровождается показом наглядного материала, что позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка, помогает запоминанию и пониманию математических понятий, стимулированию познавательной активности, тренировке внимания и памяти. Именно поэтому, детский фольклор играет большую роль в развитии элементарных математических представлений.
В младшем дошкольном возрасте, дети овладевают практическими приемами сравнения (наложение, приложение, составление пар), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну». На этой основе формируется умение выделять качественные и количественные признаки, множество предметов, видеть общность и различия в предметах по выделенным признакам.
Если в обучении дошкольников, использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать легкому усвоение информации и повышению уровня математических способностей детей. Поэтому необходимо знать и учитывать психологические особенности возраста, математические особенности развития, а также эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками.
|
|
Процесс развития математических умений и навыков у детей дошкольного возраста должен проходить эффективнее, если фольклор, будет внедряться не только в образовательную деятельность по математическому развитию, но и в другие режимные моменты.
Так на прогулке, во время наблюдения за природными явлениями, стоит использовать потешки и поговорки. Это помогает ребенку сблизиться с окружающим миром, понять его закономерности.
Математическое содержание прочитанных сказок, проигранных на прогулках, затем можно внедрять в учебный процесс.
Играя, дети, взаимодействуя со сверстниками, используют и закрепляют, выученные ранее формы устного народного творчества. Поэтому при организации подвижных игр, рационально напоминать детям о считалках.
При проведении различных досугов и развлечений, возможны тематики, связанные с устным народным творчеством. Например: «Я от бабушки ушел», «Любопытные козлята» и т. д.
Также участие фольклора в гигиенических процедурах, благоприятно влияет на непринужденное повторение изученного материала и положительный настрой ребенка.
Переодевание детей занимает большое количество времени в течение дня. Вследствие чего, при одевании детей на прогулку, стоит проговаривать различные поговорки и потешки.
Одним из важнейших аспектов в использовании фольклорных форм, является единый воспитательный процесс. Для создания, которого, необходимо применять, формы устного народного творчества, не только в детском саду, но и дома. Так родители, становятся главными участниками образовательного процесса и развития ребенка.
Подводя итог, можно сказать, что именно фольклор, способствует уверенной ориентировке ребенка, в закономерностях окружающей действительности, а также самостоятельному применению математических знаний в повседневной жизни.