Формирование творческого мышления у младшего школьника через развитие познавательной активности в учебной деятельности

                                                                  

Масько Карина, группа 21 НК

Леонова Валерия, группа 21НК

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Корчагина Г.В.

 

Современная образовательная ситуация создает условия для формирования высокого уровня профессионализма педагога. Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом учителя, его общей педагогической культурой. Поэтому учитель должен заинтересовать ученика с первых дней школьного обучения, чтобы сформировать в школьнике нравственную позицию к окружающему миру. Этому способствует среда, которую создает учитель в своей профессиональной деятельности во взаимодействии со школьником. 

Цельисследования – раскрыть особенности формирования творческого мышления у младших школьников.

Задачи исследования :                                                    

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения с младшими школьниками в учебной деятельности 

2. Уточнить и теоретически обосновать сущность понятия «творческое мышление», «познавательная активность».

3. Выявить формы, методы, приемы, стимулирующие познавательную активность младших школьников.

4. Разработать, модель организации учебной деятельности, стимулирующую познавательную активность в развитии творческого мышления.

Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. Дж. Гилфордом была разработана тестовая методика. И.Я. Лернер отмечал, что учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. По В.Н. Дружинину творческое мышление связано с преобразованием знаний. Я.А. Пономарев считал, что суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление. Мышление рождается из действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Очень важными для развития мышления являются Одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество называют оригинальностью.

Причинное мышление. Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. На этапе причинного мышления прослеживаются такие качества: рост самостоятельности, мыслительной деятельности и рост критичности мышления.

Эвристическое мышление. По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход со6ытий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным. Избирательное мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Эксперимент. В исследовании принимали участие ученики второго класса в количестве 30 человек.

Методы: анализ школьной документации успеваемости детей по предметам; наблюдение.

Цель: выявить познавательную активность у младшего школьника в процессе учебной деятельности, определить уровень развития творческого мышления у младшего школьника.

Результат: наблюдение показало, что ученики включаются в учебную деятельность, когда есть мотивационный элемент, есть проблемная ситуация, проявляют активность в диалоге в групповой работе, размышляют с учителем.

Беседа с учениками показала, что детям интересно выполнять различные задания, где есть возможность придумать (56 %); исследовать, доказать свое (0 %); 14 % не смогли ответить на вопрос, что нравится выполнять на уроках. 

Тестовая методика определила, что ученики находятся на стадии «оригинальность» (85 %); 15 % учеников – не определилась стадия, не все выполнили задания.

Таким образом, исследования показали, что ученики находятся, на первой стадии наглядно-действенного творческого мышления, уровень «оригинальность».

Формирующий эксперимент. При создании модели организации квест игры мы учитывали следующие особенности у младших школьников: склонность к подвижным играм; творчество; эмоциональность восприятия; стремление оперировать образами.

Проведя эксперимент, мы убедились в том, что обучающимся необходимо развивать следующую стадию – причинно-творческое мышление. Для этого мы разработали квест-игру, цель которой: создание условий для развития творческих способностей первоклассников. Задачи, которые мы поставили перед собой: обобщить знания по темам; формировать умение работать в команде, распределять обязанности и принимать решения; расширить знания учащихся; развивать умения интегрировать знания. Игра рассчитана на весь учебный день, включает также перемены, физкультминутки, уроки.

Игра представляет собой интерактивный способ организации образовательного процесса (см. рис. 1) и интегрируется с образовательным процессом

 

.

 

Рис.1. Модель квест игры, образовательный процесс

 

Учитель должен заинтересовать ученика, вовлекая в процесс обучения, применяя различные методы организации образовательного процесса, чтобы сформировать у школьника позицию активной личности. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения, показал,что они эффективны в процессе обучения наблюдение и беседа с младшими школьниками показала это. При помощи тестовой методики Дж. Гильфорда, определили уровень развития творческого мышления. В последствии он (уровень) будет являться опорой для развития последующего уровня, в нашем исследовании.Разработали модель, стимулирующую познавательную активность, младшего школьника, На основании которой разработана квест-игра, цель которой: создание условий для развития творческого мышления первоклассников, обобщить знания по темам; расширить знания учащихся; развивать умения интегрировать знания. Формировать умение работать в команде, распределять обязанности и принимать решения;

Библиографический список.

1.Абульханова К.А. Деятельность и психология личности;

К.А.Абульханова, Т.Н.Березина.– Москва: Наука, 2006. – 240 с.

2.Выготский Л.С. Психология искусства. Л.С. Выготский, В. В. Иванова. – 2-е изд., исправ., и доп. – Москва: Искусство, 2014. – 195 с.

 

Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: