Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования

Тезисы.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которое организовано в школах.

Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования.

Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дошкольной образовательной организации.

Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Комплекс мер, касающихся снятия ограничения круга лиц с правом на образовательную деятельность с изменениями в законе РФ о дошкольном образовании предполагают немало возможностей для расширения системы частных дошкольных учреждений.

- Конвенция о правах ребенка,

Тезисы.

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0

до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание.

Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

 

- Концепция дошкольного воспитания,

Тезисы.

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду.

Необходимо обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.

Значение дошкольного детства в становлении личности.

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Охрана и укрепление здоровья детей

Воспитание дошкольников.

Обучение дошкольников.

Формирование культуры познания.

Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой культуры).

Формирование культуры чувств.

Единство воспитания и обучения.

 

- Типовое положение о дошкольном учреждении,

Тезисы.

Министерство образования и науки утвердило типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ определяет их основные виды, задачи, типы групп, регулирует вопросы комплектования и т.д. В детсадах могут быть разновозрастные группы, но не должно быть отделений политических партий и религиозных организаций. Разрешено устанавливать связи с зарубежными организациями, но есть и ряд ограничений.

Детские сады и ясли будут решать 6 основных воспитательно-образовательных задач. Это предусматривает типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ утвердило Министерство образования и науки. Правовой акт регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. При этом для негосударственных яслей и детсадов оно выполняет функцию примерного.

- Федеральный государственный образовательный стандарт ДО).

Тезисы.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).
Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1. Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования.

система» раскрывается как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство».

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности.

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

· Преемственные программы образования.

· Федеральные госстандарты и требования.

· Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.

· Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.

· Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.

· Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.

· Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.

· Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

2. Место дошкольного образования в целостной системе образования. Дошкольное образование – первое звено в системе образования, которое закладывает фундамент физического, социально-нравственного, когнитивного, психического, эстетического развития личности. Этот тезис был пропечатан еще в 1918 г. в «Положении о единой трудовой школе». Система дошкольного образования находится в постоянном изменении, связанными с интенсивными изменениями в обществе. Она выполняет социальный заказ общества, выступает одним из факторов его развития. Дошкольное образованиев России реализуется сетью дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, сегодня дискуссионными является вопрос о формах получения детьми дошкольного образования. Вариативными представляются: гувернерство, группы кратковременного пребывания (для детей раннего возраста, для подготовки к школе, досуговые, оздоровительные, летние); учреждения, обеспечивающе предшкольную подготовку детей, не посещающих ДОУ; Центры развития и образования и др. Не редки мысли только о семейном воспитании детей в дошкольный период. Однако, по многочисленным опросам родителей, детский сад выступает как необходимый институт воспитания, обучения, развития детей, как источник профессиональной помощи семье в осуществлении дошкольного образования. В услугах ДОУ нуждается основной процент российских семей, что актуализирует значимость развития системы дошкольного образования, подготовки профессиональных педагогических кадров для работы с детьми. Сохранение и развитие сети дошкольных учреждений сегодня является важной функцией государства и Управления дошкольного образования Минобразовани



Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования.

Понятие «система» раскрывается как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство».

С учетом понятия «образование», содержащегося в п. 1 ст. 2 Закона об образовании, систему образования можно рассматривать как совокупность элементов, которые формируют и организуют единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

Структура системы образования раскрывается в ч. 1 ст. 10 Закона об образовании и включает в себя:

1) ФГОС и ФГТ, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: