Справка: обособленное структурное подразделение «Раменки»
Структура ОСП «Раменки» представлена отделениями: дошкольное; начальная школа (0-4-й класс); диагностики и коррекции.
В ОСП сегодня получают постоянную медико-психолого-педагогическую помощь около 100 детей с ОДА и их семьи. Из них 31 ребенок посещает дошкольное отделение, 10 детей зачислены в группу «Особый ребенок», 31 — школьное (трое детей на индивидуальном обучении). Из них 93,5% детей-инвалидов, дети с ОВЗ психоневрологической нозологии — 6,5%.
Комплексное сопровождение ребенка с ДЦП и его семьи ведется от стадии наиболее раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации к нормальной среде.
Специалисты ОСП учитывают широкий диапазон причин возникновения отклонений в психофизическом развитии детей с ДЦП с целью подбора адекватных средств коррекции и адаптации.
Действует круглогодичный консилиум (ПМПк), который призван не только комплектовать ОСП «Раменки», но и позволяет оперативно контролировать эффективность работы педагогов, определять динамику достижений каждого ребенка, находящегося в учреждении.
|
|
Результаты диагностического исследования
Признаки профессионального выгорания: Признаки профессионального выгорания:
1. Чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде).
2. Дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам).
3. Негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
Всего в исследовании приняли участие 16 педагогов в возрасте от 27 до 56 лет. Девять педагогов перешли на работу в структурное подразделение «Раменки» из общеобразовательных школ. Два педагога прошли переподготовку по специальностям учитель-дефектолог и педагог-психолог.
Результаты теста показали, что у молодых педагогов, проработавших менее 3 лет, отмечается сложившаяся стадия профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Результаты анкетирования показали следующее.
Педагоги высказали противоречивые оценки степени своей готовности к работе с детьми с двигательными нарушениями в новых условиях и представили вариативные сведения о своих потребностях в повышении квалификации по проблемам обучения и воспитания детей данной категории.
|
|
Многие молодые педагоги, не работавшие с детьми-инвалидами, указали, что не нуждаются в повышении квалификации, т. к. «воспитание и обучение таких детей существенно не отличается от обучения детей без двигательных ограничений».
Педагоги с дефектологическим образованием указали на трудности работы с данным контингентом, особенно на начальных этапах обучения, и на необходимость самообразования и повышения квалификации в области технологии обучения таких детей письму и чтению.
Педагоги, которые ранее имели опыт работы с детьми-инвалидами в условиях интеграции или специальных учреждений, указали на разноаспектность и сложность проблемы (особенности работы с родителями, отсутствие специальных пособий, низкая мотивация детей и т. д.).
Потребность повысить квалификацию в области организации коррекционно-педагогической работы с детьми с двигательной патологией продемонстрировали в первую очередь те педагоги, которые уже имели опыт работы с ними.
Итак, анализ результатов анкетирования показал: многие педагоги, пришедшие из массовых образовательных организаций, не в полной мере представляют сложность работы с детьми данной категории, не знают их особенностей и технологий образовательной деятельности. Отсутствие специального образования препятствует разработке адекватных психологическому развитию детей с ДЦП индивидуальных коррекционно-развивающих программ, консультированию родителей и способствует возникновению завышенных ожиданий к возможностям и потенциалу детей с ОВЗ и инвалидностью. В большей степени трудности испытывает младший обслуживающий персонал (помощники воспитателей), т. к. именно на их плечи ложится огромная доля физической нагрузки по уходу за детьми с двигательной патологией.
Все перечисленные особенности вызывают у педагогов чувство неудовлетворенности, неуверенность в своих знаниях, страх, что могут «что-то недодать детям». В дальнейшем это и приводит к профессиональному выгоранию.
Приложение 1
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко
Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Прочитайте утверждения по одному. Если вы согласны с утверждением — поставьте «+». Если не согласны — поставьте «-».
Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете.
Вопросы
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
|
|
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
|
|
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или, как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (-ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов эмоционального выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования выгорания.
Скачать ключ в pdf
Ключ
Симптом | Вариант ответа / балл | ||||||
Напряжение | |||||||
Переживание психотравмирующих обстоятельств | +1 (2) | +13 (3) | 25 (2) | -37 (3) | +49 (10) | +61 (5) | -73 (5) |
Неудовлетворенность собой | -2 (3) | +14 (2) | 26 (2) | -38 (10) | -50 (5) | +62 (5) | +74 (3) |
«Загнанность в клетку» | +3 (10) | +15 (5) | +27 (2) | +39 (2) | +51 (5) | +63 (1) | -75 (5) |
Тревога и депрессия | +4 (2) | +16 (3) | 28 (5) | +40 (5) | +52 (10) | +64 (2) | +76 (3) |
Резистенция | |||||||
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование | +5 (5) | -17 (3) | +29 (10) | +41 (2) | +53 (2) | +65 (3) | 77 (5) |
Эмоционально-нравственная дезориентация | +6 (10) | -18 (3) | +30 (3) | +42 (5) | +54 (2) | +66 (2) | -78 (5) |
Расширение сферы экономии эмоций | +7 (2) | +19 (10) | -31 (20) | +43 (5) | +55 (3) | +67 (3) | -79 (5) |
Редукция профессиональных обязанностей | +8 (5) | +20 (5) | +32 (2) | -44 (2) | +56 (3) | +68 (3) | +80 (10) |
Истощение | |||||||
Эмоциональный дефицит | +9 (3) | +21 (2) | 33 (5) | -45 (5) | +57 (3) | -69 (10) | +81 (2) |
Эмоциональная отстраненность | +10 (2) | +22 (3) | -34 (2) | +46 (3) | +58 (5) | +70 (5) | +82 (10) |
Личностная отстраненность (деперсонализация) | +11 (5) | +23 (3) | +35 (3) | +47 (5) | +59 (5) | +72 (2) | +83 (10) |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | +12 (3) | +24 (2) | +36 (5) | +48 (3) | +60 (2) | +72 (10) | +84 (5) |