Цель: развить мышление и речь.
Материал: большая коробка, карточки с изображением различных предметов (можно использовать картинки из детского лото).
Инструкция. Выберите водящего. Остальных детей попросите сесть на стулья. Водящий берет из коробки любую карточку. Его задача — не показывая остальным участникам, описать предмет, который изображен на ней. Тот, кто первым отгадал, становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все дети.
Игра 8. «Перечисли предметы»
Цель: развить восприятие, наблюдательность, память.
Материал: различные предметы, одежда и т. п.
Инструкция. Выберите водящего и попросите его выйти из комнаты. Вместе с детьми задумайте ситуацию и выложите на стол семь предметов, которые могут понадобиться в ней. Например: «Я иду гулять» — тогда на столе должны лежать семь предметов одежды. Пригласите водящего, опишите ему ситуацию и предложите в течение 1–2 мин осмотреть предметы. Затем попросите водящего повернуться спиной к столу, а лицом к группе и перечислить все, что лежит на столе. После каждого правильного ответа дети хором говорят «правильно», после неправильного — «неправильно». Если водящий забыл какие-то предметы, группа называет их.
ДЕКАБРЬ
Игра 9. «Сочини предложение»
Цель: развить мышление и фантазию.
Материал: набор карточек из детского лото.
Инструкция. Предложите детям две карточки с изображением предметов и попросите их по очереди придумать предложения, в которых упоминались бы оба предмета. Затем предложите две другие карточки и т. д.
Стимулируйте у детей стремление составлять нестандартные, оригинальные предложения. Если они легко придумывают предложения с двумя заданными словами, предложите им три слова.
Игра 10. «Замри»
Цель: развить произвольность.
Музыкальное сопровождение: веселая мелодия.
Инструкция. Предложите детям свободно двигаться в такт музыке. Объясните, что, как только вы выключите музыку, они должны замереть в той позе, в которой застала их пауза. Пауза длится
1–1,5 мин. Повторите игру несколько раз.
Игра 11. «Я не знаю»
Цель: развить выразительность движений, коммуникативные способности.
Инструкция. Выберите водящего — он будет исполнять роль незнайки. Его задача — на все вопросы детей молчать и только мимикой и выразительными движениями (поднятие бровей, опускание уголков губ, разведение рук в стороны) показывать, что он не знает ответа на заданный вопрос.
Игра 12. «Поссорились два петушка»
Цели: стимулировать раскрепощенность, развить самоконтроль.
Музыкальное сопровождение: А. Райчев «Поссорились два петушка» или любая веселая мелодия.
Инструкция. Предложите детям беспорядочно двигаться под музыку, слегка толкаясь плечами. Следите за тем, чтобы удары при столкновении были не сильными и не болезненными.
ЯНВАРЬ
Игра 13. «Флажок»
Цели: снизить гиперактивность, развить самоконтроль.
Материал: флажок.
Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.
Инструкция. Предложите детям двигаться под музыку — они могут маршировать или выполнять свободные движения. Объясните им, что, как только вы поднимете флажок, они должны замереть в тех позах, в которых их застал сигнал. Музыку не выключайте. Через 5–7 с опустите флажок — дети могут продолжить движение.