Естественнонаучный подход к обществу

Социальные философы ХVII в. рассматривают общество как часть природы. Естественнонаучный подход к обществу делает возможным его системное видение, его структурирование, поиск закономерностей общественного развития. В противовес теории государства развиваются идеи «естественных прав» человека (Дж.Локк); «гражданского общества». В Германии общество воспринимается как принцип, мешающий идеальному действию рационального государства (Гегель). Углубление идеи дифференцированности общества и государства основано на теориях Просвещения ХVIII в. и либерализма XIX в. Идея автономии экономической сферы общества и политической (= государство) сферы формируется в концепциях К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и др.

В целом в социальном познании понимание общества как предметной области философии шло по пути сдвига центра теоретического интереса от политических структур к социально-экономическим процессам (преодоление образа «общество – государство» и гипертрофии государственных форм); постижение сущности общества как целостного организма, поиска его основных детерминационно-функциональных связей.

 

Социология как наука об обществе

Формирование самостоятельной науки об обществе (в противовес философской метафизике) – «социологии» – является заслугой О.Конта, основоположника позитивизма. О.Конт выдвигает задачу изучения общества на научной основе, по образцу естественнонаучной методологии. Он вводит в социальную теорию понятия «социальная статика» для истолкования структур общества и «социальная динамика» для анализа механизмов функционирования и развития общества, анализа последовательности социальных изменений. Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, О.Конт считает, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность – всегда лишь продукт воздействия общества.

 

«Экономический» детерминизм К. Маркса

Особое место в становлении социальной философии принадлежит К. Марксу, теория которого может быть определена как «экономический детерминизм», поскольку экономическая сфера общества детерминирует социальнополитическую и духовную сферы. Соответственно, если до середины ХIХ в. в понимании общественной жизни практически безраздельно господствовали идеалистические объяснения (за исключением позиции географического детерминизма ХVIII в. – Ш. Монтескье и др.), атомистические (механистические) воззрения на общество (за исключением позиции Гегеля, который привнёс в исторический процесс закономерность и системность), то именно с именем К. Маркса связывается становление материалистической концепции общественного развития («исторический материализм») как развития объективного, закономерного. Общественная жизнь описывается Марксом в категориях: «общественное бытие», «общественное сознание», «общественные отношения», «способ производства», «производительные силы», «производственные отношения», «общественно-экономическая формация». Как и гегелевская концепция, теория Маркса является объективистской, субстанционалистской, холистской и финалистской.

 

«Биологический» детерминизм в социальной теории

С середины ХIХ века под влиянием позитивистсконатуралистического мировоззрения («эмпиризм в социологии») появляются различные биолого-эволюционные школы, которые социальную эволюцию рассматривают как продолжение или составную часть биологической эволюции (например, «организмическая» теория общества Г.Спенсера). В целом, среди натуралистических концепций общества ХIХ – начала ХХ в. можно выделить следующие школы: механистическую (Г.Ч.Кэри, В.Ф.Оствальд); географическую (В.Кузен, К.Риттер, Ф.Ратцель); расово-антропологическую (А.Гобино); биоорганическую (П.Лименфельд, Р.Вормс, А.Шеффле); социал-дарвинистскую (Л.Гумплович, У.Самнер) а также неомальтузианство и фрейдизм. Эти концепции могут быть определены как «биологический детерминизм» в социальной теории.

 

«Психологический» детерминизм в социальной теории

 В конце ХIХ – начале ХХ вв. усиливается психологическая ориентация в социальной мысли, в которой можно выделить следующие направления: «психология народов», исследующая феномен массовой психологии, коллективное сознание и бессознательное (Г.Тард, Г.Лебон, Э.Дюркгейм, В.Вундт, К. Г.Юнг и др.), и интеракционизм, исследующий межличностное взаимодействие (Ч.Кули, Дж.Мид и др.). Актуализация психологического направления явилась реакцией на социологизм, натурализм в понимании общественной жизни; на объективизм марксизма, из которого был элиминирован человек, психические, личностные факторы. Под психологическими теориями в социальной философии подразумеваются те, которые объясняют социальные процессы через психологию коллективную, что же касается попыток интерпретировать общественные явления исходя из индивидуальной психологии, то такие попытки вполне вписываются в русло «биологического детерминизма» (З.Фрейд, фрейдизм).

«Технологический» детерминизм в социальной теории

 В ХХ в. в качестве методологической оппозиции биологизму, психологизму, историческому материализму выступает техницистское направление в социальной мысли (Т.Веблен, У.Ростоу, Р.Арон, Д.Белл, Дж.Гелбрайт и др.), которое может быть определено как «технологический детерминизм».

 Многообразие односторонних редукционистских подходов и сама ситуация мультипарадигмальности в современной социальной теории указывает на необходимость синтезирующих усилий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: