Значение языка в жизни человека

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ

План

1. Значение языка в жизни человека. 1

2. Языкознание как наука о языке. Объект и предмет языкознания. 3

3. Важнейшие методы науки о языке. 6

4. Связь языкознания с другими науками. 7

5. Язык как общественное явление. 10

6. Функции языка. 12

7. Язык и речь. Язык как система. 17

8. Виды речевой деятельности. 23

9. Развитие речи у ребенка. Периодизация речевого развития человека. 28

 

 

Значение языка в жизни человека

Язык занимает в жизни человека совершенно особое место: Homo sapiens – Homo loguens (человек разумный – это человек говорящий). Не удивительно поэтому, что так много вдохновенных строк в стихах и в прозе посвящено языку. «Твой мир – навек моя обитель, твой голос – небо надо мной», – пишет, например, В. Брюсов о родном языке. Язык сопровождает человека всю жизнь и всегда ему нужен. Он нужен, чтобы сообщить о радости или о беде, чтобы предложить помощь или признаться в любви. Франклин Фолсом в своей замечательной «Книге о языке» пишет: «У тебя не было бы ни клюшки – забросить шайбу, ни молотка – забить гвоздь, ни ложки –поесть супу, если бы люди уже давным-давно не пользовались языком, не советовались, как что делать». «Язык – живая плоть, которая создавалась миллионами поколений», «живая плоть идеи,чувства, мысли» (А.Н. Толстой).

В силу всего этого язык обладает большими развивающими возможностями. Язык, и прежде всего, естественно, родной язык, является средством общего интеллектуального и специального (лингвистического) развития человека. Психологами и педагогами давно уже признан факт воздействия родного языка на психическое развития человека, вскрыта роль языка в становлении и развитии речемыслительных способностей человека. В настоящее время придается большое значение интенсификации учебного процесса, и поэтому учитель должен хорошо понимать, что уровень интенсификации обучения можно существенно повысить за счет усиления развивающего воздействия родного языка на интеллектуальные и лингвистические способности школьников. «Родное слово, – писал еще К.Д.Ушинский, – есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». «Через язык формируются детские представления и понятия: дитя учится наблюдать, сравнивать и обобщать, развивается его речь и мышление».

В программе по методике преподавания русского языка для факультетов педагогики и методики начального образования сказано: «Русский язык в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших языковых понятий, овладевают умениями и навыками в области речи, чтения и письма, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение родного языка и литературы: они открывают школьникам дорогу в мир человеческих отношений, науки и искусства, обогащают духовный мир ребенка»[1].

Работа над теоретическими основами науки о языке должна быть органически связана с работой по развитию детской речи, по повышению ее точности и выразительности, с формированием у детей языкового чутья. Способствовать этому должно решение посильных для младшего школьника лингвистических задач проблемного и поискового характера, развивающие упражнения, дидактические игры и наглядные пособия, связанные с развитием нестандартного мышления, интеллектуальной гибкости, сообразительности, лингвистической догадки[2]. Эти задачи могут быть успешно решены лишь в том случае, если сам учитель будет иметь глубокие теоретические знания по всему курсу «Русский язык» и на практике овладеет нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

2. Языкознание как наука о языке.
Объект и предмет языкознания

Объект и предмет языкознания. Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), – это наука о языке как об особом средстве общения, которое имеет только человек. Определений языка очень много, ибо представители разных научных направлений отражали в определении разные стороны языка, например: «Язык есть звуковое выражение мысли» (А. Шлейхер); «Язык есть человеческая деятельность с целью сообщения мыслей и чувств» (О. Есперсен). Наиболее распространенное современное определение языка: язык стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Язык представляет собой одну из важнейших особенностей человека, выделяющих его из мира животных. «Язык» животных – это набор сигналов, передающих реакцию на ситуацию и регулирующих поведение животных в определенных условиях[3]. В настоящее время существуют попытки доказать, что между языком человека и тем, что принято называть «языками» животных, принципиальной разницы нет, но пока еще эти попытки не представляются убедительными. Это касается и очень интересных экспериментов по обучению человекообразных обезьян языку знаков (языку глухонемых, общению с помощью пластиковых жетонов и др.)[4].

Язык – условие развития и продукт человеческой культуры. Для любого его носителя язык привычен и повседневен, но в действительности это явление очень сложное, многогранное. Поэтому разными науками язык изучается с разных точек зрения.

Каждая наука имеет объект и предмет изучения. Объект это то, что именно изучается, а предмет это та сторона объекта, которая рассматривается в каждом конкретном случае. Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, а в качестве непосредственного предмета языкознания в различные эпохи выдвигались разные стороны языка.

До XIX в. языкознание еще не отделялось от логики и философии и предметом его как части логики и философии того периода были единые общечеловеческие способы выражения мысли. В XIX в. языкознание обособляется, и его предметом становятся различные языки и их история. В XX в. предметом языкознания становятся, с одной стороны, язык как универсальная, неотъемлемая принадлежность человека, а с другой – языки в их многообразных конкретных формах различных исторических периодов. В соответствии с этим языкознание разделяется на общее языкознание (его предмет – свойства, присущие любому языку) и его частные области (их предмет – свойства, присущие отдельным языкам или их группам): славянское языкознание, или славистика, русское языкознание, или русистика, романское языкознание, или романистика, и т.д. Элементарное изложение вопросов общего языкознания получило название «Введение в языкознание», т.е. введение в науку о языке.

Структура языка и разделы языкознания. В современном языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин. Обычно языковедческие дисциплины делятся на две основные группы, которые часто называют «лингвистикой внутренней» и «лингвистикой внешней».

Первая группа дисциплин («лингвистика внутренняя») связана с внутренним устройством языка. Выделение дисциплин этой группы обусловлено структурой языка. Термин «структура» в современном языкознании не однозначен. Под структурой языка мы будем понимать целостную, организованную, единую совокупность его сторон (смысловая сторона, звуковая, лексическая, грамматическая и др.), частей этих сторон (различные группы слов, звуков, ряды грамматических форм и др.), языковых единиц (звуки, слова, морфемы и др.).

Различные стороны языковой структуры исследуются различными лингвистическими дисциплинами (по другой терминологии это разделы языкознания).

Лексикология – раздел языкознания, в котором рассматривается словарный состав языка, с выделением фразеологии – раздела, в котором изучаются устойчивые сочетания слов языка (фразеологизмы);

фонетика – раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи с физической и физиологической точек зрения, с выделением фонологии – раздела, в котором звуки речи изучаются с лингвистической точки зрения;

словообразование – раздел, в котором характеризуются способы и средства образования новых слов;

  грамматика, с выделением морфологии (учения о способах и средствах построения и изменения слов) и синтаксиса (учения о словосочетании, предложении);

семасиология (семантика) – раздел языкознания, в котором изучается смысловая сторона языковых единиц;

стилистика – раздел, в котором изучаются основные разновидности языка – стили (научный, художественный, публицистический и др.).

Вторая группа дисциплин(«лингвистика внешняя») включает в себя прежде всего те из них, в которых изучается функционирование языка в обществе: диалектологию (учение о диалектах, т.е. о территориальных и социальных разновидностях языка), лингвистическую географию (изучение ареалов распространения языковых фактов) и социолингвистику (изучение вопросов общественного существования языка, условий его общественного развития). К «внешней лингвистике» обычно относят и дисциплины, изучающие историческое развитие языка: историческую грамматику, в том числе и сравнительно–историческую, историю литературных языков,этимологию (исследование древнего значения слова и его первоначальной структуры). К этой же группе относятся дисциплины прикладного характера: экспериментальная фонетика, лингвостатистика, лексикография и др., а также дисциплины, которые возникают на стыке наук: психолингвистика, инженерная лингвистика и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: