Язык как общественное явление

Сущность языка. Сущность это то главное, что характеризует предметы, это их внутренняя, наиболее важная сторона, те глубинные процессы, которые в них протекают. Сущность – наиболее устойчивое свойство, которое обусловливает все другие свойства предмета, явления и определяет его возникновение, характер развития в обществе.

Человека всегда интересовал вопрос, что такое язык, в чем заключается его сущность. Но представители разных направлений в науке отвечали нанего по-разному; поэтому для ответа на вопрос о сущности языка необходимо прежде всего ответить на вопрос, каким явлением считать язык – биологическим, психическим или социальным.

Некоторые ученые признавали язык явлением биологическим, т.е.считали его такой же врожденной способностью человека, как способность есть, пить и др. Из этого естественно следовал вывод о том, что язык, раз он заложен в самой биологической природе человека, наследуется. Однако известно около 40 случаев, когда дети длительное время находились среди животных; они приобретали повадки этих животных и совершенно не умели говорить, причем «очеловечивание» таких детей и обучение их языку шло всегда с большим трудом. Так, например, мальчик, который, по предположению, отстал от волчьей стаи (он ел сырое мясо, лакал воду, рычал, кусался, передвигался на четвереньках), и в 16 лет еще не умел говорить[5]. Известно также, что было время, когда дети китайцев в силу сложившихся обстоятельств начинали говорить раньше на английском языке, чем на китайском, а дети русских – раньше на французском, чем на русском. Следовательно, язык не наследуется, и с этой точке зрения никак нельзя считать язык явлением биологическим.

Есть ученые, которые считают язык явлением психическим, т.е. выражением духа, божьего или человеческого. Однако критики этой теории возражают, что если бы это было так, то язык возникал бы у каждого человека в отдельности, независимо от речевого влияния людей, которые его окружают, а этого не бывает никогда. Язык любого человека возникает и развивается только в обществе, только под влияние этого общества. Следовательно, язык – явление общественное, социальное. Большое значение в понимании общественной сущности языка с точки зрения этой теории имеет философское определение языка, сформулированное К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Соч., изд. 2, т. 3, с. 29). Предельно сжатое определение языка, взяв за основу его социальную сторону, дал В.И.Ленин: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения» (Полн. собр. соч., Изд. 5-е, т. 25, с. 258).

Итак, язык – важнейшее средство общения, орудие отражения действительности в человеческом сознании.

Но современная наука приходит к выводу, что «по своей природе и сущности язык выступает как сложное сочетание идеального и материального, биологического (физиологического) и психического, общественного и индивидуального» [6]. Тот факт, что язык не наследуется, не отрицает наличия в языке определенного биологического начала. «Сущность языка как биологического явления заключается прежде всего в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода». Именно генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему под речевой механизм. Этот механизм запускается и формируется лишь при наличии языкового окружения, социума, но если ребенок родился глухонемым, «общество не может обучить его порождению и восприятию звучащей речи, так как у него отсутствует соответствующий физиологический механизм»[7]. Биологическое в языке проявляется и в том, что в речи каждого человека много индивидуального (так, мы из множества голосов узнаем знакомый голос). Но на индивидуальном языке всегда отражается влияние социального опыта предшествовавших поколений, социальный статус носителя языка, семья, языковое окружение и т.д. Усвоение языка и его применение зависит от многих обстоятельств, в том числе и от психологических особенностей личности[8].

Эти свойства языка связаны с тем, что он представляет собой особую знаковую систему. Следовательно, знаковый характер и системность также являются существенными свойствами языка.

Функции языка

Основная функция языка, главное его общественное назначение – быть средством общения людей, т.е. коммуникативная (от лат. communicatio – сообщение, связь) функция. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана функция информативная (от лат. informatio –разъяснение, осведомление), т.е. функция выражения мысли, в чем проявляется второе общественное назначение языка – быть средством передачи мысли.

Другие функции языка являются более частными. Они подчинены коммуникативному назначению языка, и поэтому их обычно определяют на основе структуры коммуникативного акта.

Основные компоненты коммуникативного акта – субъект речи (говорящий, пишущий), адресат речи (слушающий, читающий) и то, о чем делается сообщение (предметы и явления объективного мира – денотаты).

Первой обычно выделяют функцию обозначения предметов и явлений объективного мира денотативную (от англ. denotative – служащий для соотнесения с данным предметом, явлением безотносительно к его природным свойствам), или номинативную, т.е. назывную функцию (от лат. nominativus – назывной): Шепот, робкое дыханье, трели соловья… (А. Фет).

Далее по степени важности выделяют функции, отражающие коммуникативную деятельность говорящего, и прежде всего эмотивную (от лат. emotio – чувство), т.е. эмоциональную реакцию на ситуацию, отношение говорящего к содержанию сообщаемого[9]: Какое утро!

Функция, ориентированная на адресата, апеллятивная (от англ. appellative), т.е. функция воздействия на него, побуждение адресата к восприятию речи, обращение к нему. Сюда же примыкает функция контакто-устанавливающая, когда говорящий еще не передает информацию, а просто хочет обратить на себя внимание, установить контакт: Маша, ты меня слышишь?

Роль языка в жизни человека многообразна, и поэтому нет возможности перечислить все его функции. Например, типовые звуковые единицы языка (фонемы) выполняют дифференциальную функцию – различают материальную оболочку слов: вал, вол, выл; использование языка в качестве средства образного отражения действительности позволяет говорить о его эстетической функции, а закрепление знаний с помощью языка – о функции познавательной, когнитивной (от лат. cognitio, cogitatio – познание, познавание).

Таким образом, язык используется в самых разных функциях. Сколько их? Лучше других ответил на этот вопрос американский лингвист Э. Сепир: «Трудно с точностью установить функции языка, так как он настолько глубоко коренится во всем человеческом поведении, что остается очень немногое в функциональной стороне нашей сознательной деятельности, где язык не принимал бы участия». Назовем основные:

1. Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

2. Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

3. Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

4. Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

5. Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

6. Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

7. Этническая. Язык как средство объединения народа.

Язык как важнейшее средство общения и другие (невербальные) средства общения. Язык является не просто средством общения, а важнейшим средством. Для того, чтобы вскрыть, в чем именно заключается совершенно особая роль языка в процессе общения, необходимо хотя бы в общих чертах остановиться на других средствах общения.

Общеизвестно, что информацию можно передавать с помощью жестов, мимики, телодвижений, при помощи азбуки Морзе и морской флажковой сигнализации, при помощи рисунков и схем, разнообразных условных значков (есть символика химическая, символика математической логики: ≠ неравнозначность, – отрицание,  включение,  исключение и др.), музыкант передает информацию посредством звуков, конструктор – посредством чертежей и т.д.

Очень широко в целях общения используются жесты. Руками можно сделать очень большое количество разнообразных движений (называют даже такое огромное число их, как 700000). Поэтому люди с глубокой древности использовали язык жестов (ручной язык, кинетическую речь от англ. kineme – структурная единица жестикуляторного языка). Ф. Фолсом пишет, например, что «в молодой республике Камерун говорят на нескольких разных языках», «так что язык жестов часто выручает тамошних жителей»[10]. По сей день пользуются языком жестов коренные жители Австралии, старики индейцы и др. Как самостоятельная и единственная система жесты используются глухонемыми. Язык жестов используется в спорте[11]. Но в данном случае нас интересуют жесты как средство, которое, служит дополнением к звуковому языку. Следует лишь отметить, что говорящие на разных языках для выражения одного и того же смысла могут использовать разные жесты (у нас, например, ученик поднимает руку, вытянув ладонь, а у немцев – два пальца) или один и тот же жест, но в разных значениях (жест, например, которым в Англии останавливают машину, у нас обозначает одобрение – поднятый большой палец при сжатой в кулак ладони, для обозначения которого есть и специальное выражение – «на большой»); некоторых жестов у какого-то народа может и не быть вообще: у нас, например, нет жеста «будь здоров» (жест «на большой» обеими руками рядом), который используется в США. Кроме жестов руками, звуковую речь очень часто сопровождает мимика (от греч. mimikos – движение лицевых мышц для выражения чувств, настроений) и различные телодвижения. Так, например, для выражения удовольствия можно зажмурить глаза или поцеловать кончики трех сжатых вместе пальцев.

Но почему лишь язык (имеется в виду звуковой язык и письмо) считается важнейшим средством общения? Потому что только язык является всеобщей и всеобъемлющей системой общения, которая сложилась исторически и которая обслуживает общество во всех сферах его деятельности. Язык знают все, и на нем можно передать все, т.е. он универсален. Другие же средства общения ограничены в своих возможностях: они могут быть известны лишь определенному кругу людей (язык жестов), могут использоваться в строго определенных сферах жизни (дорожные знаки), не могут передавать информацию точно (музыка) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: