Понятие и сущность манипулятивного воздействия

Манипулирование - это вид психологического воздействия, мастерская реализация которого ведет к скрытому возбуждения у другого человека намерений, не совпадающих с его реальными желаниями. Исходя из этих соображений, можно определить основные составляющие процесса осуществления манипулирования:

Объект манипулирования - это сознание человека и массовое сознание, на которые осуществляется определенное влияние с целью достижения желаемого результата.

Жертва манипулирования - это человек, группа людей, общество (объект манипулирования), которые были использованы или каким-то образом поспособствовали достижению поставленной цели.

Субъект манипулирования - это человек (группа людей), которая инициировала проведение манипулирования сознанием для достижения определенной цели.

Инструменты манипулирования - это идеи, приемы, формы, способы, методы, использование которых позволяет воздействовать на сознание человека для достижения определенной цели.

Еще одно понятие, которое необходимо ввести для описания психологического манипулирования лицом, - это "мишени" воздействия. Мишенями могут быть отдельные люди, их объединения, социальные группы, население и даже страны - объекты специальных информационных операций.

Мишени манипупятивного влияния целесообразно разделить на пять групп:

1. Возбудители активности человека: потребности, интересы, склонности.

2. Регуляторы активности человека: групповые нормы; самооценка (чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость) субъективные отношения; мировоззрение; убеждения; верования; смысловые, целевые, операционные установки и тому подобное.

3. Когнитивные (Информационные) структуры (в частности информационно-ориентировочная основа поведения человека в целом) - знания об окружающем мире, людей и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.

4. Операционный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т. Д.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.

Характер и сущность манипулирования особенно отчетливо проявляются в сравнении с другими способами воздействия на сознание и поведение людей. Господствующий класс имел и имеет множество способов воздействия на умы и поступки людей. Подкуп, шантаж, угроза применения насилия и само насилие -все это давно используется для того, чтобы сориентировать человеческие поступки в желаемом направлении. Но квалифицировать подобное влияние как манипулирование нельзя. Во многих случаях том, кто пользуется такими методами, совершенно безразлично, верит человек в правильность и справедливость того, что ее заставляют делать. Того, кто влияет, в таком случае интересует только одно - достичь желаемого. Такое воздействие является открыто насильственным и принудительным.

В процессе манипулирования лицо, оказывает влияние, постоянно стремится к тому, чтобы индивид, который является объектом воздействия, признал сам тот или иной внушаемый ему поступок единственно правильным для себя. Чтобы достичь этого, пропа-гандисты-манипулятор прибегает к средств не принуждение, а убеждению, основанному на преднамеренном обмане или, еще лучше, внушении. Он должен создать в сознании своих жертв двойную иллюзию: во-первых, что действительность именно такова, какой он ее изображает, и, во-вторых, что реакция на эту действительность зависит от самого человека, который является объектом манипулирования.

Незаурядные возможности влияния на широкие слои населения возникли благодаря средствам массовых коммуникаций (пресса, радио, кино, телевидение, интернет, реклама) и прогресса современной техники. В нынешнем капиталистическом обществе эти средства массового воздействия преимущественно принадлежат монополистической буржуазии, которая использует их как некий механизм управления обществом, манипулирования сознанием и поведением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: