Практическое использование методики ФСА на конкретном примере

В качестве объекта управления возьмем фирму, зарегистрированную как ООО с численностью работников 52 человека, техническое обеспечение фирмы среднее. Управленческий аппарат возрастной и слабо использует современные информационные средства.

1.Подготовительный этап. Фирма относится к малым предприятиям и имеет несложную технологию деятельности: закупка крупным и средним оптом детских и сопутствующих товаров и продажа их в розницу и мелким оптом.

Для анализа методом ФСА сначала возьмем отдел бухгалтерского учета фирмы, в котором работают четыре человека и от которого поступает больше всего жалоб и недовольства в связи с якобы большой загруженностью работников.

2.Информационный этап. Выделим основные функции, выполняемые в бухгалтерии фирмы в виде таблицы 4.2.

Таблица 4.2. Классификация функций бухгалтерии

№ п/п Наименование функции Вид фун-кции Фактические затраты в год, чел.час Примечание
 1. Составление плана в 60 работы бухгалтеров
 2. Выдача заработной платы о    540 работникам
 3. Расчет заработной платы о    680 работникам
 4. Расчет платежей о    560 налоги
 5. Составление отчетов о    360 баланс, формы
 6. Работа с внешними организациями о    660 инспекции, фонды
 7. Ведение картотеки в 80 основных и обор.ср-в
 8. Оформление ордеров о 1780 приходных и расход-х
 9. Контроль исполнения в    320 договоров
10. Ведение счета о    980 банка
11. Ведение реестра в 80 кредиторов,дебиторов
12. Проведение инвентаризации в 92 переоценка имущества
13. Исполнение решения в 58 ревизионной комис-и
14. Ведение архивов в    280 документов
15. Информирование о состоянии в    220 экономическом и финансовом
16. Разработка бизнес-плана в 80 на развитие
17. Обоснование заявки в    180 на получение кредита
18. Разработка учетной политики в 64 для налоговой
19. Расчет платежей о    360 командировки
20. Выдача оплаты о    240 пособия, отпускные
21. Работа с персоналом в    800 текущая работа
22. Проведение аудита в    400 внутренняя проверка
  Итого   8874  

О – основная функция; в – вспомогательная.

 

Плановое количество часов работы исходя из годового норматива одного работника в 2000 час. составляет 8000 чел.часа (2000 час. х 4 чел.).

3.Аналитический этап. Исходя из данных таблицы, переработка четырьмя работниками бухгалтерии составляет 874 час.(8874 – 8000) и это во многом объясняет ту нервозную обстановку, которую создает этот коллектив.

Проведем анализ выполняемых функций бухгалтерией, который включает в себя следующие направления принятия управленческих решений:

1.перевод выполнения части функций на компьютер;

2.изъятие не свойственных бухгалтерии функций и передача их другим специалистам;

3.передача ряда функций внешним организациям.

По первому направлению: большой объем основных функций включает много рутинной работы, осуществляемой по стандартным правилам и формам. Это касается функций (см. табл.4.2): 3,4,5,7,8,11,14,19. На эти функции приходится 4180 час. затрат ручного труда. С помощью современных информационных технологий эти затраты можно уменьшить до 1700 час. затрат ручного труда.

По второму направлению можно отметить, что для бухгалтерии несвойственны функции 16 и 17. На них приходится 260 час. затрат ручного труда. К их выполнению можно привлечь консультационную фирму, тогда общая трудоемкость может снизиться до 120 час.

По третьему направлению: функцию 22 лучше поручить внешним организациям, например аудиторской фирме, что повысит качество и

В случае реализации всех предложенных мероприятий затраты труда снизятся до 5854 часов и сними легко справятся 3 работника (5854:2000).

К совершенствованию организации работ в бухгалтерии можно подключить сотрудников фирмы, заинтересованных в ее развитии.

4.Исследовательский этап заключается в том, чтобы работу бухгалтерии совершенствовать вместе с совершенствованием всей фирмы. Например, ряд однотипных функций объединить у одного работника. Можно подумать об объединении ряда функций групп снабжения и сбыта и др. В результате совершенствования функционально-ориентированной структуры необходимо подумать о построении эффективной организационной и структуры управления.

В настоящий момент у фирмы следующая организационная структура:

 
ООО «РиК»


                                

 

 


Рис 1. Организационная структура фирмы ООО «РиК».

Собрание учредителей
В настоящий момент у фирмы следующая структура управления:

 


Генеральный директор
                                             

 

 

 


Рис 2.Структура управления фирмы ООО «РиК».

На рисунках представлены иерархические структуры, трехуровневые, двухзвенные, построенные на основе базовой схемы «колесо». Причем в структуре управления генеральный директор и коммерческий директор, если судить из норм управляемости, явно незагружены. Управленческие решения проходят через лишнее звено управления, при этом теряется скорость и точность передачи информации.

Существующие структуры можно улучшить, устранив лишние звенья управления. Усовершенствованная организационная структура фирмы:

ООО «РиК»
                                           

 


Рис 3. Организационная структура фирмы ООО «РиК».

Усовершенствованнная структура управления фирмы:

Собрание учредителей

 

Генеральный директор
                                             

 

 


Рис 4. Структура управления фирмы ООО «РиК»

Предложенная структура уже не иерархическая, а линейная, более естественная для малых и средних организаций и очевидно более дешевая для организации.

Рекомендательный этап. Процесс совершенствования организационной структуры и структуры управления может быть оформлен в виде методики (рекомендаций) для аналогичных организаций. В эту методику следует дополнительно включить финансовые показатели различных вариантов совершенствования.

Этап внедрения включает реализацию разработанных предложений в самой организации и поиск потенциальных организаций для возможного использования рекомендаций

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: