В качестве объекта управления возьмем фирму, зарегистрированную как ООО с численностью работников 52 человека, техническое обеспечение фирмы среднее. Управленческий аппарат возрастной и слабо использует современные информационные средства.
1.Подготовительный этап. Фирма относится к малым предприятиям и имеет несложную технологию деятельности: закупка крупным и средним оптом детских и сопутствующих товаров и продажа их в розницу и мелким оптом.
Для анализа методом ФСА сначала возьмем отдел бухгалтерского учета фирмы, в котором работают четыре человека и от которого поступает больше всего жалоб и недовольства в связи с якобы большой загруженностью работников.
2.Информационный этап. Выделим основные функции, выполняемые в бухгалтерии фирмы в виде таблицы 4.2.
Таблица 4.2. Классификация функций бухгалтерии
№ п/п | Наименование функции | Вид фун-кции | Фактические затраты в год, чел.час | Примечание |
1. | Составление плана | в | 60 | работы бухгалтеров |
2. | Выдача заработной платы | о | 540 | работникам |
3. | Расчет заработной платы | о | 680 | работникам |
4. | Расчет платежей | о | 560 | налоги |
5. | Составление отчетов | о | 360 | баланс, формы |
6. | Работа с внешними организациями | о | 660 | инспекции, фонды |
7. | Ведение картотеки | в | 80 | основных и обор.ср-в |
8. | Оформление ордеров | о | 1780 | приходных и расход-х |
9. | Контроль исполнения | в | 320 | договоров |
10. | Ведение счета | о | 980 | банка |
11. | Ведение реестра | в | 80 | кредиторов,дебиторов |
12. | Проведение инвентаризации | в | 92 | переоценка имущества |
13. | Исполнение решения | в | 58 | ревизионной комис-и |
14. | Ведение архивов | в | 280 | документов |
15. | Информирование о состоянии | в | 220 | экономическом и финансовом |
16. | Разработка бизнес-плана | в | 80 | на развитие |
17. | Обоснование заявки | в | 180 | на получение кредита |
18. | Разработка учетной политики | в | 64 | для налоговой |
19. | Расчет платежей | о | 360 | командировки |
20. | Выдача оплаты | о | 240 | пособия, отпускные |
21. | Работа с персоналом | в | 800 | текущая работа |
22. | Проведение аудита | в | 400 | внутренняя проверка |
Итого | 8874 |
О – основная функция; в – вспомогательная.
|
|
Плановое количество часов работы исходя из годового норматива одного работника в 2000 час. составляет 8000 чел.часа (2000 час. х 4 чел.).
3.Аналитический этап. Исходя из данных таблицы, переработка четырьмя работниками бухгалтерии составляет 874 час.(8874 – 8000) и это во многом объясняет ту нервозную обстановку, которую создает этот коллектив.
Проведем анализ выполняемых функций бухгалтерией, который включает в себя следующие направления принятия управленческих решений:
|
|
1.перевод выполнения части функций на компьютер;
2.изъятие не свойственных бухгалтерии функций и передача их другим специалистам;
3.передача ряда функций внешним организациям.
По первому направлению: большой объем основных функций включает много рутинной работы, осуществляемой по стандартным правилам и формам. Это касается функций (см. табл.4.2): 3,4,5,7,8,11,14,19. На эти функции приходится 4180 час. затрат ручного труда. С помощью современных информационных технологий эти затраты можно уменьшить до 1700 час. затрат ручного труда.
По второму направлению можно отметить, что для бухгалтерии несвойственны функции 16 и 17. На них приходится 260 час. затрат ручного труда. К их выполнению можно привлечь консультационную фирму, тогда общая трудоемкость может снизиться до 120 час.
По третьему направлению: функцию 22 лучше поручить внешним организациям, например аудиторской фирме, что повысит качество и
В случае реализации всех предложенных мероприятий затраты труда снизятся до 5854 часов и сними легко справятся 3 работника (5854:2000).
К совершенствованию организации работ в бухгалтерии можно подключить сотрудников фирмы, заинтересованных в ее развитии.
4.Исследовательский этап заключается в том, чтобы работу бухгалтерии совершенствовать вместе с совершенствованием всей фирмы. Например, ряд однотипных функций объединить у одного работника. Можно подумать об объединении ряда функций групп снабжения и сбыта и др. В результате совершенствования функционально-ориентированной структуры необходимо подумать о построении эффективной организационной и структуры управления.
В настоящий момент у фирмы следующая организационная структура:
|
Рис 1. Организационная структура фирмы ООО «РиК».
|
|
Рис 2.Структура управления фирмы ООО «РиК».
На рисунках представлены иерархические структуры, трехуровневые, двухзвенные, построенные на основе базовой схемы «колесо». Причем в структуре управления генеральный директор и коммерческий директор, если судить из норм управляемости, явно незагружены. Управленческие решения проходят через лишнее звено управления, при этом теряется скорость и точность передачи информации.
Существующие структуры можно улучшить, устранив лишние звенья управления. Усовершенствованная организационная структура фирмы:
|
Рис 3. Организационная структура фирмы ООО «РиК».
Усовершенствованнная структура управления фирмы:
|
|
Рис 4. Структура управления фирмы ООО «РиК»
Предложенная структура уже не иерархическая, а линейная, более естественная для малых и средних организаций и очевидно более дешевая для организации.
Рекомендательный этап. Процесс совершенствования организационной структуры и структуры управления может быть оформлен в виде методики (рекомендаций) для аналогичных организаций. В эту методику следует дополнительно включить финансовые показатели различных вариантов совершенствования.
Этап внедрения включает реализацию разработанных предложений в самой организации и поиск потенциальных организаций для возможного использования рекомендаций