Измерение самооценки учащихся

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки ребенка играют его личные достижения, а также оценки окружающих.

 Среди таких методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:

мозговой штурм;

работа по методу TASC;

концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал),

составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);

расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);

анализ артефактов и проч.

Критерии оценки

В начале темы (урока)

Я хочу узнать.. или Мне надо научиться … На уроке мне запомнилось…

Мне захотелось узнать больше о …

Листы самооценки на экскурсии, встрече с представителями религиозных традиции

Критерии оценки

Я работал в группе с …

Главные задачи экскурсии…

 Я увидел…

 Я услышал…

 Я узнал …

Меня удивило, что…

 Мне нужно больше узнать о …

Мои вопросы…

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

 Метод тестирования.

Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Метод эссе.

Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Исследовательский метод.

Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.

Метод проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода TASC («Активное мышление в социальном контексте») в работе над проектом:

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие
учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед
ними цели, задачи и предполагаемый результат.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это
творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства
работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и
решить необходимые задачи.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или
презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем».

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.

7. «Расскажем о своей работе!»

На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект.

8. «Чему мы научились?»

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем
выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании
и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в
реальной жизни.

Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC.
Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта. В ряде случаев педагог может направлять работу
группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать
готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.













Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта.
Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.

Защита может проходить в разных формах:

· в форме праздника с приглашением зрителей;

· в форме конкурса с приглашением жюри;

· в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у
обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.

 

 Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

 

«5» - верно выполнено 70-90%заданий

«4» - верно выполнено 50-70%аданий

«3» - верно выполнено 30-50%заданий

 

Список использованной литературы:

  1. http://uchkopilka.ru
  2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: