Тема 4. Романское искусство, XI—XII вв.
Романский стиль и синтез искусств.
Сущность романского стиля
Романский синтез искусств в церквях Франции,
Германии, Италии, Испании, Португалии, Дании
2. Церкви как энциклопедии средневекового
знания
Повествовательные капители
Фрески
Станковые формы, миниатюра
Романский стиль и синтез искусств.
Сущность романского стиля
Термин «романский стиль» был введен в начале XIX в. Арсиссом де Комоном, который установил связь между стилистически отчетливой общностью культовых и гражданских построек XI—XII вв. и конструкциями римских базилик, арок, сводов. Эстетически, все, что было ранее, носило локальный характер. Романский стиль стал первым целостным западно-христианским стилем, впитавшим элементы античного, раннехристианского, раннесредневекового, византийского, ближневосточного искусства и распространившимся по всей католической Европе, от Португалии до Дании.
Суть романского стиля в его нарочитой условности. Весь образный строй скульптурных и живописных композиций: экспрессивные отношения между разномасштабными элементами, минимально обозначенные среды, диспропорциональные, деформированные фигуры, — тяготеет к иерархически-декоративной, почти орнаментальной завершенности, закольцованности.
|
|
За редким исключением романская культовая архитектура развивает тип осевой
базилики, что подразумевает:
— план в виде латинского креста: на продольной оси, с запада на
восток, расположены нартекс, большой неф с малыми нефами по
бокам, средокрестье, алтарь; на поперечной оси — трансепт;
— общий компактный объем, собранный из простых геометрических
тел (трех-, четырех-, шести-, восьмигранных призм, цилиндров,
конусов);
— динамичный силуэт объема с резкими перепадами высот между
ним и вертикальными башнеобразными доминантами;
— главный западный фасад, имеющий трехчастную (и по вертикали,
и по горизонтали) композицию, в которой доминирует входная
группа с перспективным порталом;
— несущая конструкция — массивная стена с минимумом оконных и
дверных проемов;
— несомая конструкция — свод, преимущественно на основе
полуциркульной арки.
Понимание романского стиля соотносится, прежде всего, с культовыми сооружениями и тождественно пониманию синтеза искусств.
Романский синтез = архитектура + скульптура + живопись.
Монументальная живопись — фреска.
|
|
Скульптура — высокий рельеф и круглые, отдельно стоящие статуи (если в раннем средневековье скульптура эволюционировала от круглых форм к низкому рельефу, то в романике началось обратное движение).
Благодаря повышенному вниманию к читабельности объема и силуэта, романская архитектура обрела качества скульптурной выразительности, а посредством союза со скульптурой и живописью она заговорила.
Конструктивная основа культовых романских построек способствовала претворению синтеза и снаружи, и внутри. Почти монолитные несущие стены декорировались, во-первых, скульптурой с обеих сторон, во-вторых, живописью внутри.
Как правило, в композицию западных фасадов с полуциркульными перспективными порталами вводились полуциркульные сдвоенные окна, аркатурно-колончатые пояса, тимпаны.
Самым распространенным сюжетом, разворачиваемом на тимпанах в несколько ярусов, был Страшный суд.
1.2. Романский синтез искусств в церквях Франции,
Германии, Италии, Испании, Португалии, Дании
Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе. Более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные маршруты паломников. Визуально и замки, и монастыри, и церкви работали как ориентиры, маяки. Что касается их вклада в развитие мировой цивилизации и культуры, то они, например, бенедиктинское аббатство Клюни в Бургундии, выполняли градоформирующую функцию и становились центрами образования, науки, искусства, ремесел.
Франция
Аббатство Клюни, X—XII вв.
Приорат Серрабоны,XI—XII вв.
Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь, XI—XII вв
Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, XI в.
Собор Сен-Лазар в Отене, XII в.
Германия
Лаахское аббатство Святой Марии, XI в.
Лимбургский собор, 1206—1235 гг.
Италия
Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Пизе, 1063—1092 гг.
Испания
Базилика Сан-Исидоро-де-Леон, 1063 г.
9 церквей в долине Валь-де-Бои, XI—XII вв.
Португалия
Собор Се Велья в Коимбре, XII в.
Дания
Церковь Богородицы в Калуннборге, XII в
Романскому синтезу пришлось продолжить миссию глобальной перезагрузки миропонимания, систематизации множества пластов средневековых представлений. Соборы стали моделями монотеистического мира в его бесконечном многообразии и гармонической архитектонике, устремленной к высшему идеалу, и энциклопедиями средневекового знания в целом.
Иллюстрации к Библии, мотивирующие человека спасать душу каждую минуту жизни, делать правильный выбор между ангелами и сатаной, соседствовали с историческими, литературными, фольклорными, фантастическими персонажами, сценами на самые волнующие и даже болезненные темы.
Чаще всего изображались:
― из Нового завета сцены Вознесения, Преображения, Пятидесятницы, Страстей Христовых, житий мучеников, Апокалипсиса.
― из Ветхого завета ― Сотворение мира, Грехопадение Адама и Евы, Изгнание из рая.
― из актуальной информации — портреты и сцены из жизни сюзеренов, церковнослужителей, исторических, мифических, безымянных героев, свидетельствующие об острой наблюдательности и юморе создателей.
2. Церкви как энциклопедии средневекового
знания
2.1. Повествовательные капители
Фрески
Фрески аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.
Фреска в монастыре Ламбах близ Зальцбурга,1089 г.
Фрески капеллы Сан-Сильвестро в Риме, XIII в.
Фрески Сант-Анджело-ин-Формис в Капуе, ок.1087 г.
Фрески церкви св. Климента в Тауле. ок.1123 г.
Фрески церкви св. Марии в Тауле. XII в.