Основные модели исследования политического поведения

Основы социально-гуманитарных наук.

Преподаватель Кучукова Л.Н.

Организационный момент.

1.1. Обозначьте свое присутствие на учебном занятии, поставив «+» в комментариях.

1.2. Выполнив задания, вышлите в конце учебного занятия их фотографии мне в личные сообщения. Фотографии д.б. правильно ориентированы, удобочитаемыми.

Инструктция по выполнению учебных заданий.

1. Изучите представленный теоретический материал.

2. Ответьте письменно на вопросы по изученному материалу.

Вопросы для проверки уровня усвоения материала:

1. Дайте определение политического поведения.

2. Назовите представителей, положивших начало исследованиям политического поведения.

3.Назовите главную тему научных исследований политического поведения представителей Чикагской школы.

4. Назовите основные методологические принципы политического поведения, сформулированные Г. Лассуэлом.

5. Составьте таблицу «Т еоретические модели политического по­ведения »

Название модели Основные идеи
   

6. Чем, по вашему мнению, объясняется абсентеизм?

  Теоретический материал для изучения.

Тема «Понятие политического поведения личности».

Вопросы для изучения.

1. Сущность политического поведения.

2. Основные модели исследования политического поведения.

3. Классификация политического поведения.

4.Формы политического поведения.

5. Факторы политического поведения.

 

Сущность политического поведения.

 

Политическое поведение - сложное и многогранное явление политической жизни общества. Изучение политического поведения берет свое начало в исследованиях электорального поведения, эмпирических данных социологических, демографических наук, данных социальной психологии. Анализ политического поведения имеет большое прикладное значение, поскольку позволяет не только прогнозировать его основные направления, но и в определенной степени воздействовать на него, конструировать эти направления, желательные для политических институтов и общественной системы в целом.

Политическое поведение является одним из составных элементов социального поведения индивидов. Специфика политического поведения, т.е. его отличие от других видов общественного поведения, состоит в том, что оно определяется политическими интересами личности. Их основным объектом выступает политическая власть, ее организация и использование. Целью политических действий и поступков, т.е. политического поведения, в конечном счете, является политическая власть и в первую очередь ее государственная форма.

Выделяются осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные и иные рациональные мотивы и неосознанные, где мотивирование не контролируется сознанием. К подсознательной мотивации, неосознаваемым основаниям относятся такие, как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство виновности и т.п. Один из крупнейших политологов Г. Лассуэлл в своей работе применил метод психоанализа к истолкованию политических явлений. Политическое поведение рассматривается им как личностная реакция на социальные обстоятельства, мотивированная подсознательными влечениями. Важнейшее значение среди них имеет стремление к приобретению уважения окружающих через власть, сексуальные влечения и агрессию.

Однако признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики человека и его жизненного пути не означает ограничения факторов детерминации политического поведения только этой сферой, требуется учет многих других факторов и обстоятельств, от которых оно зависит. Это тем более важно иметь в виду, потому что в политическом поведении, как и в коллективном действии, люди ведут себя по-разному.

Таким образом, политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субьектом политики по отношению к политической практике.

Основные модели исследования политического поведения.

Понять мотивы политического поведения людей учёные пытались еще в XIX веке. В частности, можно говорить о том, что попытку социологического анализа политического поведения предпринял Карл Маркс, разрабатывая классовую теорию. Согласно ней интересы и предрасположенности человека в политике зависят от общественного класса, к которому он принадлежит. В дальнейшем эта традиция социологического подхода к изучению политических действий (бездействия), при которой исследуемые индивиды дифференцируются по определённому признаку в ходе исследований, получит своё развитие в работах других исследователей.

Научный интерес к проблематике по­литического поведения рос по мере осоз­нания того, что политика как система ин­ститутов, как символическая реальность, как совокупность процессов, существует только благодаря людям, их способности в бесконечном пространственно-времен­ном континууме создавать, воспроизво­дить и изменять многообразные формы политической жизни. При этом ученых интересовали не только виды политиче­ской активности, но и причины, побуж­дающие людей совершать политические действия, создавать и разрушать государ­ства, воспроизводить и изменять полити­ческие структуры, творить политические идеологии и доктрины, придумывать по­литические мифы, поддерживать опреде­ленных кандидатов. В настоящее время изучение мотивации составляет главное содержание исследований политическо­го поведения.

Фундамент современных исследова­ний политического поведения был зало­жен представителями Чикагской школы в лице Ч.Мэрриама, Г.Госнелла, Г.Лассуэлла, Л.Уайта. Именно они на фоне господствовавших в начале XX в. историко-сравнительного и нормативного подходов предприняли попытку придать исследованиям в области политики бо­лее строгий, всесторонне обоснованный характер. Выступая с позиций неопози­тивизма, они считали, что научные тео­рии должны отличаться высокой степе­нью аналитичности, быть свободными от ценностных суждений, подвергаться верификации, эмпирической проверке.

Поскольку научному наблюдению дос­тупны в первую очередь действия людей, то не удивительно, что проблематика по­литического поведения оказалась в цен­тре научных интересов представителей Чикагской школы. Первой крупной ис­следовательской работой в этой области стало изучение установок избирателей во время выборов мэра Чикаго в 1923 г., проведенное под руководством Ч.Мэр­риама и Г. Госнелла. Фактически это был первый опыт массовых опросов с целью выявления электоральных предпочте­ний, позволявший перейти к созданию верифицируемых теоретических моделей политического поведения. Г. Госнелл по­ставил также первый в истории полити­ческой науки эксперимент с целью вы­явления воздействия на ход голосования направленной агитации.

В работах представителей Чикагской школы обозначилась также главная тема научных исследований политического поведения — тема мотивации, объясне­ния причин, побуждающих людей уча­ствовать в политической жизни общест­ва. Так, например, Г.Лассуэлл сформулировал ряд важных методологи­ческих принципов, не утративших своей актуальности в наши дни.

Во-первых, он подчеркнул значимость индивидуальной биографии. Чтобы глубже понять мотивы политических действий отдельных лю­дей, необходимо анализировать их инди­видуальный опыт.

Во-вторых, он указал на важность иррациональной составляю­щей политического поведения, на то, что даже сам человек далеко не всегда пони­мает мотивы собственного поступка. На­пример, в отношении человека к верхов­ной власти может присутствовать подав­ленное чувство ненависти к отцу, которое на бессознательном уровне воздействует на его поступки, создает иррациональ­ные основания политических действий.

В-третьих, наличие скрытых мотивов де­лает невозможной однозначную реакцию человека на внешние стимулы.

В 50-е гг. XX в. в ходе изучения элек­торального поведения сложились три теоретические модели политического по­ведениясоциологическая (колумбий­ская), социально-психологическая (ми­чиганская) и рационального выбора. Эти теоретические модели на протяжении нескольких десятилетий определяли со­держание исследований политического поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: